Без инноваций в образовательной организации не будет развития

Председатель ОО «Локальный профессиональный союз работников образования и науки Костанайской области» Василий Цымбалюк недавно успешно защитил кандидатскую диссертацию по педагогике. И это хороший повод для беседы с Василием Александровичем и о его научной деятельности, и о взглядах на развитие образовательной сферы, о задачах, стоящих перед педагогическим сообществом.

Светлана ОФИЦЕРОВА

— При всей занятости руководящей и общественной деятельностью почему вы решили посвятить время научной работе, каков был мотив написания диссертации и в чём её значимость?

— О научной работе я задумался довольно давно, она началась примерно с 2014 года. За это время я защитил магистерскую диссертацию, стал магистром педагогики. А с 2016 года уже плотно занимался кандидатской. Занимался вдумчиво, тщательно, пандемия ещё, конечно, удлинила сроки. Но зато было время для того, чтобы отшлифовать этот научный труд, который готовился коллективно. Это не только моё достижение, здесь есть вклад многих моих коллег. Называется работа «Институционализация инноваций в деятельности образовательной организации». Это новая тема в науке, практически не описанная, я, по сути, стал первооткрывателем в этом направлении. Она раскрывает то, каким образом педагогические инновации закрепляются в норму, как они приходят в образовательную организацию, какой процесс происходит затем в этой организации в плане обновления. Главная идея, которую мы защищали вместе с мои научным руководителем,  заключается в том, что в рамках институционализации создаются социальные институты – профессиональные объединения педагогов, в которых закреплены определённые правила деятельности, распределены роли, осуществляется взаимодействие педагогов. Именно в этих социальных институтах у педагогов растёт профессиональный уровень, повышается квалификация. Это важно. Работа рассматривается с различных позиций – не только педагогической науки, но и социологической, управленческой. Следует отметить, что существует общепризнанная концепция Марка Поташника – известного учёного-педагога, который говорит о том, что без инноваций в образовательной организации, без новшеств не будет развития, будет затухание и даже деградация.

Конечно, работа над диссертацией строилась не на пустом месте. Если поднять мои доклады на августовских конференциях в должности руководителя отдела образования г. Костаная, руководителя управления образования области, то можно увидеть, что каждый год мы отчитывались о проделанной работе по внедрению образовательных проектов и каждый год планировали новые проекты. Приведу один пример. Мы активно сотрудничали с Кировской экономической гимназией имени Султана Баймагамбетова (Ленинградская область), наши педагоги, методисты отдела образования там часто бывали с рабочими целями, и оттуда мы привезли технологию академика Засориной «Чтение впереди развития». Технология подразумевает, что детей сначала учат читать по специальной системепрежде чем приступать к другим видам обучения. Плюс в неё включен компонент здоровьесбережения, дети не сидят весь урок в одном положении, а с определённой периодичностью меняются с соседом местами: часть урока проводят сидя за  партой, часть – стоя за конторкой. Благодаря этому значительно снижается количество детей с проблемами позвоночника, в частности сколиозом. А по знаниевой составляющей, по навыкам, которые дети получали в рамках этого проекта, было отмечено: в первом полугодии, когда у первоклассников только начинался букварный период, ребята из экспериментальных групп уже писали мини-сочинения. Возможно, с ошибками, не совсем верно стилистически, но они уже умели выражать своё мнение. Результаты этого проекта действительно впечатляли. Мы его переложили на рельсы нашего государственного стандарта образования, смогли реализовать на государственном языке, что очень важно. В проекте были задействованы школы №5а, 24а, гимназия имени Горького, ФМЛ… Большое спасибо директорам школ, которые работали в проекте: Лидии Сарычевой, Сауле Каримовой, Сергею Богданчикову, Ирине Шушпановой! Таких знаковых больших дел было немало. И благодаря им не только совершенствовалась профессиональная деятельность педагогов, закреплялись новые формы работы, но учителя получали поощрение в виде добавок к заработной плате. Существующая система оплаты труда позволяет это делать для педагогов, работающих в режиме эксперимента. Словом, тема моей диссертации была выбрана неслучайно, это именно то, чем я и мои коллеги занимались долгое время в повседневной работе.

— Какие образовательные новшества, формы и методы работы вы считаете наиболее прогрессивными и значимыми на сегодняшний момент? Какие открытия вы сами для себя сделали?

На защите я сказал диссертационному совету, что если бы я, будучи  руководителем отдела образования, затем управления, владел теми знаниями, которые получил в итоге научной работы, то строил бы свою руководящую деятельность совсем по-другому. Внедряя какое-то новшество городского, регионального уровня, в должности руководителя я собирал сильных заместителей для реализации того или иного проекта. Формировал творческую группу и ставил перед ними задачу. То есть, я задействовал самыхсильных, и меня не волновало, какое они получат профессиональное развитие, участвуя в этом процессе. Главным для меня было осуществление проекта. Сегодня я, имея уже научный багаж знаний, подходил бы к задаче по-другому, я бы в эти проектные команды включал новичков, молодёжь, которые бы получали бесценный опыт в практической деятельности, тем самым повышая свою компетентность, профессиональный уровень. Я считаю, что мы в системе образования должны думать в первую очередь о кадрах, о людях, которые задействованы в новых проектах, а не только о том, как выполнить поставленную задачу. С позиции сегодняшней как председателя профсоюзной организации я тоже об этом задумываюсь: а что мы должны в системе образования делать, чтобы педагог рос не только на курсах ЦПМ, «Орлеу», а в процессе своей деятельности. Это важно, чтобы принцип непрерывного обучения становился реальностью. Только тогда будет рост, и только тогда будет обеспечиваться качество образования.

— О качестве образования как раз недавно говорила вице-министр просвещения Наталья Жумадильдаева. На встрече в Костанае она посетовала, что при получении педагогами больших возможностей для повышения своего профессионального уровня, к сожалению, нередко смещаются приоритеты с реального улучшения качества работы на достижение желаемых категорий, за которыми, понятное дело, следует увеличение зарплаты. Как раз внедрение инновационных форм деятельности должно послужить росту качественных показателей, но почему-то не всегда срабатывает.

— Я считаю, что на республиканском уровне нужно пересмотреть суть деятельности методических служб области, города, района, потому что, по моему мнению, они сегодня не выполняют тех задач, которые должны выполнять, к сожалению, функции методистов искажены. Они загружены административной работой, которой должен заниматься аппарат управления образования. Вы правильно заметили, что именно инновации должны стать двигателем прогресса. И то, как будут работать наши методические службы, повлияет на интерес педагогов, на их мотивацию. Конечно, всех нас в определённое время засасывает быт, особенно сельских учителей, у которых много домашних забот. Но мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога творческим поиском, стимулировать его креативное мышление. Известный учёный в области педагогики Виталий Сластёнин говорил, что деятельность педагога должна быть творческой, только тогда достигается развитие. И это действительно так.

— Здесь, наверное, должен быть и более жёсткий отбор кадров, чтобы исключить или хотя бы минимизировать попадание в учительскую профессию случайных людей, которые приходят за деньгами, а не за реализацией своих способностей? В фильме «Ирония судьбы» главные герои говорят о своих профессиях врача и учителя как о самых ответственных, только вред, нанесённый плохим врачом, виден сразу, а вред от плохого учителя может проявиться через годы.

— Мы неоднократно высказывали свою позицию на уровне канцелярии премьер-министра, на уровне министерства просвещения РК, депутатом Мажилиса, что квалификационное тестированиеучителей, так называемое ОЗП – оценка знаний педагогов, должно проводиться не тогда, когда педагог уже работает, а когда он получает диплом. Ведь в тест не входит педагогика и психология, остались только знания по предмету. Но диплом и предполагает знания по той дисциплине, которую изучал будущий специалист. Если у него их нет, как он получил диплом тогда? Почему мы должны перепроверять уже профессионального педагога? Это неправильно. Диплом нужно выдавать тогда, когда выпускник сдал этот государственный тест, и тогда этот диплом будет не просто бумагой, а основанием для повышения квалификации, уровня оплаты труда и т.д. Сегодня меняются правила аттестации педагогов, и я считаю, мы должны смотреть не на то, что уже предопределено дипломом, а на те результаты деятельности педагога, которые сложились благодаря его творчеству, не просто урокодательству, а как он развился, как он новые подходы изучил и применил, как он использует новые научные разработки. На самом деле, деятельность учителя сейчас слабо контролируется. Его оградили от проверок, от лишних документов. С одной стороны, это хорошо, работа учителя была сильно заорганизована. Но сегодня его деятельность должна изучаться по результатам. И здесь, опять же, своё веское слово должны сказать методические службы не с позиции контроля и проверки, а с позиции помощника в повышении квалификации, в получении компетентных рекомендаций.

— Сейчас много говорится и том, чтобы ликвидировать разрыв в качестве знаний учеников сельских и городских школ. И здесь опять-таки важно, чтобы инновации, передовые методы и формы работы доходили до каждой школы не формально, а реально действующими.

— На диссонанс образования обратило вниманиеминистерство, запущена масса программ по повышению качества образовательного процесса именно в сельской школе. Государством многое делается для укрепления материально-технической базы школ, повышен балл для поступления на педагогические специальности (такого как раньше, когда в учителя шли только потому, что проще получить грант, уже не будет). Но нужно ещё обратить внимание на качество подготовки специалистов в колледжах и вузах, на увеличение практической составляющей обучения, которая должна выйти на первый план. Начинающего учителя нельзя допускать в класс, пока он не пройдёт практическую подготовку рядом с профессионалом, с опытным коллегой. Сегодня учителя получают достойную зарплату, есть возможность повышать уровень квалификации. Все условия создаются – только работай. А чтобы учитель работал, мы должны с него спрашивать, ставить перед ним достижимые, реальные цели. Ну а как это делать – должно думать министерство просвещения, потому что только оно может устанавливать критерии и требования к педагогам. Сегодня, кстати, приняты профессиональные педагогические рамки, о чём вышел новый приказ министра просвещения, и я всем рекомендую его изучить. Всё постепенно идёт к повышению качества образовательного процесса, и остаётся только активно в него включиться.

— Каковы ваши личные принципы работы и как педагога, и как руководителя, и как профсоюзного лидера?

— У меня за спиной двадцать лет стажа государственной службы в сфере образования, я прошёл все инстанции от простого специалиста до руководителя областного ведомства. И могу сказать, что мой главный принцип деятельности был и остаётся – это человеколюбие, уважение каждого человека, с которым работаю. Считаю, что я должен понимать, чего он хочет, к чему стремится, какие проблемы его беспокоят не только в профессиональной деятельности, но и в целом, в обычной жизни. У каждого из нас на разных этапах возникают различные проблемы, и руководитель должен думать о каждом сотруднике в любом коллективе – большой он или маленький. Как живёт подчинённый, чем он живёт, как выполняет свои функции. Второй принцип – это те самые инновации. Мы должны развиваться в любых условиях. Простое функционирование за зарплату не даёт того эффекта, той яркости, тех фишек, которые нужны для достижения высокого результата. И руководитель должен предлагать такие условия, в которых организация будет развиваться. Умение ставить задачи и цели для творческой деятельности коллектива – главное качество руководителя. Этими принципами я продолжаю руководствоваться и в профсоюзной работе. Мы много нового привнесли за годы деятельности, но об этом расскажу в моём ближайшем публичном отчёте на страницах «Учительской плюс».