Об утверждении Правил организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 160. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 апреля 2020 года № 20486.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога» ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить прилагаемые Правила организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество.
- Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Каринову Ш.Т.
- Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
А. Аймагамбетов | ||
Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 160 |
|||
Правила
организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Правила организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество, разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога» и определяют порядок организации наставничества и установления требований к педагогам, осуществляющим наставничество в организациях среднего образования.
- В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования;
2) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
Глава 2. Порядок организации наставничества
- За педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования (далее — педагог), на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество (далее — наставник).
- Кандидатура наставника рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается приказом руководителя организации среднего образования не позднее пяти рабочих дней со дня принятия на работу педагога.
За одним педагогом закрепляется один наставник.
- Координацию за организацией наставничества ведет заместитель руководителя организации среднего образования по учебной работе (далее — заместитель руководителя), которому необходимо:
представить педагога, с объявлением приказа о назначении наставника;
оказывать практическую помощь в составлении плана адаптации и обеспечивать контроль за его выполнением;
изучать и обобщать опыт организации наставничества, вносить обоснованные предложения руководителю организации среднего образования для дальнейшего совершенствования наставничества.
- Организация процесса наставничества включает три основных этапа.
Первый этап (вводный): наставник в течение 10 (десяти) календарных дней определяет уровень профессиональной подготовки педагога.
По итогам первого этапа наставник в течение 5 (пяти) рабочих дней проводит диагностику по определению уровня подготовки и индивидуальных потребностей педагога, а также с учетом результатов диагностики разрабатывает План наставничества на период одного учебного года (далее — План наставничества), который согласовывается с заместителем руководителя по учебной работе и утверждается руководителем организации среднего образования.
Второй этап (основной): наставник реализует План наставничества и проводит работу по профессиональному развитию и психолого-педагогическому сопровождению в течение одного учебного года.
Третий этап (завершающий): наставник готовит отчет на заседание педагогического совета по итогам учебного года о результатах наставничества, в котором отражаются итоги реализации мероприятий Плана наставничества, и дает рекомендации для совершенствования практики в действии.
- В период наставничества педагог:
1) постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, организованности, дисциплины, овладения практическими навыками;
2) перенимает у наставника эффективные формы и методы работы;
3) следует рекомендациям наставника при выполнении должностных обязанностей;
4) наблюдает уроки наставника и других педагогов организации среднего образования и участвует в их обсуждении;
5) представляет свою работу на заседаниях методических объединений и педагогических советов для оценки промежуточных результатов сотрудничества;
6) вносит на рассмотрение заместителю руководителя предложения по совершенствованию работы с наставником;
7) активно участвует в общественной жизни коллектива;
8) выполняет мероприятия, предусмотренные Планом наставничества.
- План наставничества включает:
1) посещение уроков педагога с предоставлением обратной связи (не менее 2 раз в месяц);
2) совместное оформление и заполнение документов, обязательных для ведения отдельными категориями педагогов, в том числе для классных руководителей;
3) консультации педагога по вопросам профессионального становления:
обучения работе с нормативными правовыми актами, используемыми при исполнении должностных обязанностей;
овладения профессией педагога, практическими приемами и способами качественного проведения уроков;
применения активных форм и методов преподавания в организации образовательного процесса;
4) профессиональные беседы с педагогом и/или индивидуальный коучинг;
5) участие в школьных группах по исследованию урока, методических семинаров, мастер-классов и тренингов;
6) мониторинг профессионального развития педагога, моральных и деловых качеств, его отношения к работе, коллективу и обучающимся;
7) промежуточный отчет (в том числе электронный) и видеоролик на заседании методических объединений организации среднего образования (за 1-ое полугодие).
- Замена наставника производится в случаях:
1) увольнения наставника или перехода на другую работу;
2) отсутствия на работе наставника более двух недель по уважительной причине;
3) обоснованного письменного заявления наставника об освобождении его от наставничества;
4) обоснованного письменного заявления педагога о замене наставника.
- Период между освобождением наставника от наставничества и закреплением за педагогом нового наставника составляет не более пяти рабочих дней.
- Эффективное наставничество осуществляется на условиях взаимной заинтересованности сторон, административного контроля за процессом наставничества и подведения промежуточных результатов сотрудничества.
- За осуществление наставничества наставнику выплачивается доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
- Резерв наставников формируется педагогическим советом по представлению методических объединений из числа всех работающих педагогов, за исключением руководителя и заместителей руководителя организации среднего образования, соответствующих требованиям, установленным в пунктах 14, 15 настоящих Правил.
Глава 3. Требования к педагогам, осуществляющим наставничество
- Наставнику, за исключением наставника в малокомплектной школе, необходимо соответствовать следующим требованиям:
1) квалификационная категория «педагог-исследователь» либо «педагог-мастер»;
2) соблюдающий основные принципы и нормы педагогической этики;
3) качество знаний обучающихся по преподаваемому предмету не менее 60% — 70 % в течение последних трех лет.
- Наставнику в малокомплектной школе необходимо соответствовать следующим требованиям:
1) квалификационная категория «педагог-исследователь» либо «педагог-мастер»;
2) соблюдающий основные принципы и нормы педагогической этики;
3) качество знаний по преподаваемому предмету не менее 50% — 60% в течение последних трех лет.
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан