Образовательная программа «Современные технологии административной деятельности руководителя образовательной организации: управленческие и юридические компетенции»

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

 ОО «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской обласи»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

 

г.Костанай, 2025

 

1. Общие положения

 Образовательная программа курса повышения квалификации «Современные технологии административной деятельности руководителя образовательной организации: управленческие и юридические компетенции» (далее — Программа) соответствует требованиям приказа Министра образования и науки Республики Казахстан № 175 от 4 мая 2020 года (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 07.08.2023 г. № 249) «Об утверждении Правила разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов». Программа разработана в соответствии с Приказом просвещения РК от 3 августа 2022 года № 348 (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 04.10.2023 г. № 303) «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного, среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» и Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 14.04.2023 г. № 100) «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов».

Обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией, что является важнейшим направлением государственной политики.

Руководитель образовательной организации должен не только знать основы педагогики и организацию образовательного процесса, но быть квалифицированным менеджером, разбираться в правовых вопросах функционирования организации.

Системообразующий фактор педагогической системы — управление, а искусство управления процессом обучения — это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.

Данная Программа направлена на приобретение слушателями новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в современных условиях, на обеспечение качества образования и повышения профессиональной компетентности руководителей в управлении и развитии организацией образования в целом.

2. Глоссарий

Анализ (от греч. «разложение», «расчленение») – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части; имеет большое значение в научном познаний; обычно анализ – это первая стадия всякого научного исследования; исследование качества и количества, состава и свойств чего-либо на основе расчленения целого на составные элементы; разбор, рассмотрение чего-либо; совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, в качестве основного средства его расчленения выступает выявление различных функций, свойственных объекту.

Аттестация (от лат. «свидетельство») – определение соответствия работника по квалификации, знаниям и опыту, деловым качествам занимаемой должности, функциям, которые он должен выполнять. Комплексное оценивание уровня квалификации, профессионализма и продуктивной деятельности работников образовательных учреждений. Основная форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью, в результате которого устанавливается соответствие содержания уровня и качества подготовки всех выпускников образовательных учреждений (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов; аттестация подтверждает право образовательных учреждений на выдачу документов об образовании государственного образца.

Государственная аттестация – процедура, осуществляемая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования.

Качество образования – соотношение операционально заданных цели и результата, степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач, что является достаточно общим определением этого понятия.

Квалификация (от лат. quails – какой по качеству и facio — делаю) — уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник, и является его важнейшей социально-экономической характеристикой.

Коллекти́в (от лат.  collectivus — собирательный) — группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи. В более широком смысле — люди, объединённые общими идеями, потребностями, интересами.

Компетентность — это степень квалификации и готовности человека выполнять определённые функции или задачи на основе его компетенций. Она отражает не только наличие необходимых знаний и навыков, но и готовность их применять на практике.

Компетенция — это совокупность знаний, навыков, умений и личных качеств, которые позволяют человеку эффективно выполнять определённые задачи.  Она включает в себя не только профессиональные навыки, но и такие аспекты, как способность работать в команде, принимать решения, адаптироваться к изменениям, решать сложные проблемы и другие.

Другими словами, компетенция — это не просто наличие образования или теоретических знаний, а способность применить их на практике.

Менеджер образования — работник, профессионально осуществляющий функции управления образованием на основе современных научных методов руководства.

Наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.

Образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности.

Образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения.

Образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности.

Образовательный мониторинг — систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниямиумениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.

Планирование — это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов.

Содержание образования в Республике Казахстан — это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющейся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности.

Управление — это совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий управляющей и управляемой системы по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленной цели.

Учебный план — это документ, описывающий структуру и содержание образовательной программы по конкретному направлению или специальности.

 

3. Тематика Программы

 

Степень новизны образовательной программы курсов повышения квалификации «Современные технологии административной деятельности руководителя образовательной организации: управленческие и юридические компетенции» обусловлена с тем, что в содержании программы учтены международные, национальные тренды и опыт.   

Данная образовательная Программа включает в себя:

нормативная база функционирования отечественной ситсемы образования;

— финансовая деятельность организации;

— внедрение информационных технологий в систему введения документооборота;

— работа с персоналом и кадровое делопроизводство в образовательной организации;

— система отчетности и мониторинга качества предоставления образовательных услуг;

— антикоррупционные мероприятия в образовании;

— персональная ответственность руководителя за выявленные нарушения нормативно-правовых требований.

 

4. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

Цель – научить слушателя применять современные технологии административной деятельности в работе директора организации образования.

Задачи:

1) анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организации образования;

2) изучить кадровую политику организации образования;

3) раскрыть особенности современного менеджмента в организации образования;

4) совершенствовать навыки планирования, анализа, руководства деятельности организации образования.

Ожидаемый результат обучения:

1) знают основные нормативно-правовые акты;

2) владеют профессиональными компетенциями по введению кадровой политики в организации образования;

3) знают и применяют основные направления современного менеджмента в организации образования.

 

5. Структура и содержание Программы

 Программа предусматривает освоение 3 модулей.

Модуль 1. Нормативно-правовые основы современного менеджмента в организации образования.

В данном модуле отражены основные направления государственной политики в области образования. Направлено на ознакомление с приоритетными направлениями в системе воспитания и обучения, утвержденными нормативными правовыми актами.

Задачи модуля:

1) выявить приоритетные направления государственной политики в системе образования, утвержденные нормативными правовыми актами;

2) повысить правовую грамотность руководителей организаций образования.

Ожидаемые результаты:

1) выявляют приоритетные направления государственной политики в области образования;

2) повышают правовую грамотность в соответствии с действующим законодательством.

Модуль 2. Управленческие компетенции руководителя организации образования.

В данном модуле рассмотрены основы эффективного управления персоналом.

Задачи модуля:

1) выявит проблемы управления организацией образования;

2) развивать профессиональные компетентности, навыки стратегического проектирования руководителя организации образования;

3) правильное ведение отчетности;

4) владеть навыками контроля за деятельностью организации образования.

Ожидаемые результаты:

1) выявлять проблемы управления организацией образования;

2) владеют профессиональными компетентностями, навыками стратегического проектирования руководителя организации образования;

3) обеспечить правильное ведение отчетности;

4) владеют навыками контроля за деятельностью организации образования.

Модуль 3. Юридические компетенции руководителя организации образования.

 Модуль направлен на изучение и повышение компетенции руководителя организации образования в юридических вопросах.

Задачи модуля:

1) последствия нарушения законодательства;

2) противодействие коррупции;

3) конфликт интересов педагогического работника

Ожидаемые результаты:

1) знать о юридических последствиях нарушении законодательства, личная ответственность руководителя;

2) совершенствование нормативной правовой базы по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений;

3) уметь урегулировать конфликтные ситуации в организации образования.

Учебный план Программы

Тематика занятий Теоретические знания Самостоятельная работа Всего
Модуль 1. Нормативно-правовые основы современного менеджмента в организации образования
1.1 Основные направления и принципы государственной политики в системе образования, утвержденные нормативными правовыми актами. 2 6 8
1.2 Государственный         общеобязательный стандарт образования

Типовой    учебный     план.

Типовая учебная программа.

4 6 10
ИТОГО: 18
Модуль 2. Управленческие компетенции руководителя организации образования.
2.1 Профессиональные компетентности современного руководителя организации образования в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» 4 4 8
2.2 Современные проблемы управления организацией образования. 4 4 8
2.3 Отчетность образовательных организаций 2 4 6
2.4 Контроль и надзор за деятельностью организации образования. Мониторинг образовательной деятельности. 4 4 8
ИТОГО: 30
Модуль 3. Юридические компетенции руководителя организации образования.
3.1 Юридические последствия нарушений законодательства о ведении образовательной деятельности. Персональная ответственность руководителя. 4 6 10
3.2 Противодействие коррупции в организации образования 4 6 10
3.3 Конфликт интересов педагогического работника. Порядок урегулирования. 4 6 10
ИТОГО 30
Итоговое тестирование 2
ИТОГО 80

 

6. Организация учебного процесса

Обучение проводится на основании заявки организации образования или индивидуальной заявки слушателя.

Программой курса предусмотрена лекционная часть, а также выполнение слушателями заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.

Курсы повышения квалификации организуются в режиме смешанного обучения в соответствии с учебно – методическим планом: дистанционно – __ часов и самостоятельно __ часа.

При организации образовательного процесса, в последний день курса с целью контроля и оценки знаний слушателей проводятся: самостоятельная работа и тестирование.

Параметры освоения слушателями содержания программы и критерии оценки разрабатываются профессорско – преподавательским составом.

 

7. Учебно – методическое обеспечение Программы

Нормативно-правовые документы (Постановления Правительства Республики Казахстан, Приказы Министра просвещения Республики Казахстан, Государственный        общеобязательный стандарт, Типовой учебный план и учебная программа и т.д.)

Рекомендации по разработке внутренних документов организации и учебно-методической документации.

Лекционный материал, представленный в текстовом виде, а также в виде презентаций.

Учебные и методические пособия ведущих казахстанских и зарубежных специалистов в области образования.

Материал для практической работы (тесты, педагогические задачи).          Образцы анкет для родителей воспитанников, для самодиагностики педагогов.

Рекомендации по написанию научных статей, подготовке к профессиональным конкурсам, работе с социальными партнерами и общественностью.

Контрольные задания для самостоятельной работы.

 

8. Оценивание результатов обучения

Промежуточная аттестация обучающихся проводится по мере освоения каждого модуля Программы в виде решения тестовых заданий, разработки методической продукции согласно содержания программы, представления анализа воспитательных мероприятий.

В данной программе для оценки уровня усвоения обучающей программы разработано итоговое тестирование, состоящее из вопросов и заданий, со следующими критериями оценивания: результат тестирования оценивается в зависимости от количества правильно выполненных тестовых ответов (каждый правильный ответ – 1 балл) и ставятся оценки.

Шкала перевода баллов в оценку:

оценка % правильно выполненных заданий от общего количества заданий Баллы
«отлично» 90-100 % 29-35
«хорошо» 70-80 % 23-28
«удовлетворительно» 50-60 % 18-22
«неудовлетворительно» менее 50 % 0-17

 

9. Посткурсовое сопровождение

Посткурсовое сопровождение слушателей осуществляется в течение трех лет после завершения курсов повышения квалификации в виде дистанционных консультаций (по электронной почте, сотовой связи, в социальных сетях)

Так же, осуществляется в следующих формах:

1) привлечение к участию в мероприятиях центра – проведение семинаров, вебинаров, тренингов, конкурсов различного уровня;

2) осуществление методической помощи в подготовке к аттестации руководителей, заместителей руководителей организаций образования.

 

10. Список основной и дополнительной литературы

 Основная литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 –III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2024 г.)
  2. Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года № 293-VI (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2024 г.)
  3. Государственный общеобязательный      стандарт дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования. (приказ МП РК от 03.08. 2022 г. № 348)
  4. Типовой учебный план начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан (приказ МП РК от 27.06.2024 г. №161)
  5. Типовая учебная программа по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования (приказ МП РК от 16.09.2022 г. №399)
  6. Нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования (приказ МОН РК от 03.07.2023 г. №265)
  7. Правила размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, дополнительное образование детей и на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием с учетом потребностей рынка труда» (приказ МП РК от 28.10.2024 г. №318)
  8. Типовые правила деятельности организаций образования соответствующего типа и вида (приказ МОН РК № 198 от 02.08.24 г)
  9. Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога. (приказ Министра Просвещения РК от 07.08.2023 г. № 249).

Дополнительная литература:

  1. Кузгибекова Г.М. Инклюзивное      образование:      реальный   опыт, проблемы, перспективы» авторы http://ria.ru/spravka/
  2. Данилина, Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебник для бакалавров — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020
  3. Жуковский, И. В. Менеджмент в методической службе образования — М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2018
  4. Зверева, Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента // Электронный научный журнал. – 2020
  5. Тургинбаева А.Н. Инновации и риски: учебное пособие – Алматы: Қазақ университеті, 2008
  6. Черняков, М. К. Управление инновационной деятельностью / М. К. Черняков, К. Ч. Акберов, Е. Н. Сарычева; под редакцией М.К. Чернякова. – Курск: Закрытое акционерное общество «Универ, 2020.