УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
ОО «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
для руководящих работников дошкольных организаций
г.Костанай, 2025
1. Общие положения
Образовательная программа курса повышения квалификации «Менеджмент в сфере дошкольного образования» для руководящих работников дошкольных организаций.
(далее — Программа) соответствует требованиям приказа Министра образования и науки Республики Казахстан № 175 от 4 мая 2020 года (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 07.08.2023 г. № 249) «Об утверждении Правила разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов». Программа разработана в соответствии с Приказом просвещения РК от 3 августа 2022 года № 348 (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 04.10.2023 г. № 303) «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного, среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» и Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 14.04.2023 г. № 100) «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов».
В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития организации образования.
Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющим дошкольным организациям обрести своё лицо, найти изюминку в своей работе. Привычная до недавнего времени унификация дошкольных организаций сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Нынешние ориентиры модернизации системы образования Республики Казахстан — доступность, качество, эффективность — предъявляют повышенные требования к дошкольным организациям.
Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных организаций и выражающееся в их переходе на качественно новый этап — режим развития.
Системообразующий фактор педагогической системы — управление, а искусство управления процессом обучения — это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.
Данная Программа направлена на повышение профессионально — личностных качеств, квалификации руководящих работников дошкольных организаций.
2. Глоссарий
Коллекти́в (от лат. collectivus — собирательный) — группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи. В более широком смысле — люди, объединённые общими идеями, потребностями, интересами.
Компетентность — это степень квалификации и готовности человека выполнять определённые функции или задачи на основе его компетенций. Она отражает не только наличие необходимых знаний и навыков, но и готовность их применять на практике.
Компетенция — это совокупность знаний, навыков, умений и личных качеств, которые позволяют человеку эффективно выполнять определённые задачи. Она включает в себя не только профессиональные навыки, но и такие аспекты, как способность работать в команде, принимать решения, адаптироваться к изменениям, решать сложные проблемы и другие.
Другими словами, компетенция — это не просто наличие образования или теоретических знаний, а способность применить их на практике.
Менеджер образования — работник, профессионально осуществляющий функции управления образованием на основе современных научных методов руководства.
Наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.
Образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности.
Образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения.
Образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности.
Образовательный мониторинг — систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования.
Педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
Планирование — это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов.
Содержание образования в Республике Казахстан — это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющейся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности.
Учебный план — это документ, описывающий структуру и содержание образовательной программы по конкретному направлению или специальности.
3. Тематика Программы
Степень новизны образовательной программы курсов повышения квалификации «Менеджмент в сфере дошкольного образования» для руководящих работников дошкольных организаций обусловлена с тем, что в содержании программы учтены международные, национальные тренды и опыт.
Данная образовательная Программа включает в себя:
— раскрытие вопросов кадровой политики дошкольной организации;
— содержание современного менеджмента;
— изучение современного социального партнёрства, как фактор повышения имиджа дошкольной организации.
— определены научно-методологические основы повышения профессиональной компетентности руководящих работников дошкольной организаций;
— анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольной организации;
— рассмотрены основные направления современного менеджмента в управлении дошкольной организацией.
4. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы
Цель – повышение профессиональной компетентности руководителей в управлении и развитии дошкольной организацией образования.
Задачи:
- анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность дошкольной организации образования;
- изучить кадровую политику и методическую работу дошкольной организации образования;
- раскрыть особенности современного менеджмента в дошкольной организации образования;
- совершенствовать навыки планирования, анализа, руководства деятельности дошкольной организации образования.
Ожидаемый результат обучения:
- знают основные нормативно-правовые акты в системе дошкольного воспитания и обучения;
- владеют профессиональными компетенциями по введению кадровой политики и построению методической работы в дошкольной организации образования;
- знают и применяют основные направления современного менеджмента в дошкольной организации образования;
- умеют планировать и проводить совместные мероприятия с родителями воспитанников.
5. Структура и содержание Программы
Программа предусматривает освоение 4 модулей.
Модуль 1. Нормативно-правовые основы современного менеджмента в дошкольной организации образования.
В данном модуле отражены основные направления государственной политики в области дошкольного образования. Направлено на ознакомление с приоритетными направлениями в системе дошкольного воспитания и обучения, утвержденными нормативными правовыми актами.
Задачи модуля:
- выявить приоритетные направления государственной политики в системе дошкольного воспитания и обучения, утвержденные нормативными правовыми актами;
- повысить правовую грамотность руководителей дошкольных организаций образования.
Ожидаемые результаты:
- выявляют приоритетные направления государственной политики в системы дошкольного воспитания и обучения;
- повышают правовую грамотность в соответствии с действующим законодательством.
Модуль 2. Управление кадровой политикой и методической работой.
В данном модуле рассмотрены основы эффективного управления персоналом.
Задачи модуля:
- развивать профессиональные компетентности, навыки стратегического проектирования руководителя дошкольной организации;
- создавать эфффективные межличностные коммуникации в педагогическом коллективе;
- моделировать педагогический процесс дошкольной организации;
- владеть навыками оперативной обработки информации.
Ожидаемые результаты:
- владеют профессиональными компетентностями, навыками стратегического проектирования руководителя дошкольной организации;
- обеспечивают эфффективные межличностные коммуникации в педагогическом коллективе;
- организуют педагогический процесс дошкольной организации;
- осваивают информационно-коммуникационные технологии, приемы оперативной обработки потоков информации.
Модуль 3. Управление качеством образования в дошкольной организации образования.
Модуль направлен на изучение и повышение качества организации педагогического процесса дошкольной организации образования.
Задачи модуля:
- диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя;
- выявить профессиональные затруднения организации оценки качества педагогического процесса;
- определить механизм работы с педагогами.
Ожидаемые результаты
- владеют диагностикой профессиональной деятельности педагогов дошкольных организаций;
- определяют профессиональные затруднения организации оценки педагогического процесса дошкольной организации образования;
- определяют механизм работы с педагогами.
Модуль 4. Работа с родителями.
В данном модуле рассмотрены вопросы взаимодействия руководителя дошкольной организации с родителями воспитанников.
Задачи модуля:
- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями с целью развития социально- эмоциональной сферы дошкольника;
- повысить уровень педагогического просвещения родителей дошкольников.
Ожидаемые результаты
- определяют условия благоприятного взаимодействия педагогов с родителями;
- устанавливают доверительные и партнерские взаимоотношения с семьей в развитии когнитивной, социально- эмоциональной сферы дошкольника;
- разрабатывают современные формы работы дошкольной организации с родительским сообществом.
Учебный план Программы
№ | Тематика занятий |
Модуль 1. Нормативно-правовые основы современного менеджмента в дошкольной организации образования – 12 часов | |
1.1 | Основные направления и принципы государственной политики в системе дошкольного воспитания и обучения, утвержденные нормативными правовыми актами. |
1.2 | Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения.
Типовые учебные планы дошкольного воспитания и обучения. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения |
Модуль 2. Управление кадровой политикой и методической работой – 30 часов | |
2.1 | Профессиональные компетентности современного руководителя дошкольной организации в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» |
2.2 | Психология управления кадрами. Этика деловых отношений |
2.3 | Стратегический менеджмент |
2.4 | Информационное обеспечение деятельности управления дошкольной организации |
2.5 | Современные формы и методы методической работы в дошкольной организации |
Модуль 3. Управление качеством образования в дошкольной организации образования – 22 часа | |
3.1 | Качество дошкольного образования: оценка качества дошкольного воспитания и обучения |
3.2 | Мониторинг качества педагогического процесса дошкольной организации |
3.3 | Современные требования к качеству образования в дошкольной организации образования |
3.4 | Внутренняя система оценки качества дошкольной организации образования |
3.5 | Управление качеством организации педагогического процесса дошкольной организации |
Модуль 4. Работа с родителями – 12 часов | |
4.1 | Социальное партнерство |
4.2 | Взаимодействие дошкольной организации и родителей |
4.3 | Современные формы организации работы с родителями |
4.4 | Оказание практической помощи родителям, создание комфортной среды в условиях дошкольной организации |
Самостоятельная работа – 2 часа | |
Итоговое тестирование – 2 часа |
6. Организация учебного процесса
Обучение проводится на основании заявки организации образования или индивидуальной заявки слушателя.
Программой курса предусмотрена лекционная часть, а также выполнение слушателями заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.
При организации образовательного процесса, в последний день курса с целью контроля и оценки знаний слушателей проводятся: самостоятельная работа и тестирование.
Параметры освоения слушателями содержания программы и критерии оценки разрабатываются профессорско – преподавательским составом.
7. Учебно – методическое обеспечение Программы
Нормативно-правовые документы (Постановления Правительства Республики Казахстан, Приказы Министра просвещения Республики Казахстан, Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, Типовой учебный план и учебная программа и т.д.)
Рекомендации по разработке внутренних документов организации и учебно-методической документации.
Лекционный материал, представленный в текстовом виде, а также в виде презентаций.
Учебные и методические пособия ведущих казахстанских и зарубежных специалистов в области дошкольного воспитания и обучения.
Материал для практической работы (тесты, педагогические задачи). Образцы анкет для родителей воспитанников, для самодиагностики педагогов.
Рекомендации по написанию научных статей, подготовке к профессиональным конкурсам, работе с социальными партнерами и общественностью.
Контрольные задания для самостоятельной работы.
8. Оценивание результатов обучения
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по мере освоения каждого модуля Программы в виде решения тестовых заданий, разработки методической продукции согласно содержанию программы, представления анализа воспитательных мероприятий.
В данной программе для оценки уровня усвоения обучающей программы разработано итоговое тестирование, состоящее из вопросов и заданий, со следующими критериями оценивания: результат тестирования оценивается в зависимости от количества правильно выполненных тестовых ответов (каждый правильный ответ – 1 балл) и ставятся оценки.
Шкала перевода баллов в оценку:
Оценка | % правильно выполненных заданий от общего количества заданий | Баллы |
«отлично» | 90-100 % | 29-35 |
«хорошо» | 70-80 % | 23-28 |
«удовлетворительно» | 50-60 % | 18-22 |
«неудовлетворительно» | менее 50 % | 0-17 |
9. Посткурсовое сопровождение
Посткурсовое сопровождение слушателей осуществляется в течение трех лет после завершения курсов повышения квалификации в виде дистанционных консультаций (по электронной почте, сотовой связи, в социальных сетях)
Так же, осуществляется в следующих формах:
1) привлечение к участию в мероприятиях центра – проведение семинаров, вебинаров, тренингов, конкурсов различного уровня;
2) осуществление методической помощи в подготовке к аттестации руководителей, заместителей руководителей организаций образования.
10. Список основной и дополнительной литературы
Основная литература:
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 –III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2024 г.)
- Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года № 293-VI (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2024 г)
- Модель развития дошкольного воспитания и обучения (приказ Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2021 года №137)
- Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (приказ МП РК от 03.08. 2022 г. №348)
- Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения (приказ МП РК от 09.09.2022 г. №394)
- Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (приказ МП РК от 14.10.2022 г. №422)
- Нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования (приказ МОН РК от 03.07.2023 г. №265)
- Правила размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, дополнительное образование детей и на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием с учетом потребностей рынка труда» (приказ МП РК от 28.10.2024 г. №318)
- Перечень обязательных документов воспитателей (приказ МП РК № 319 от 29.10.2024 г.)
- Типовые правила деятельности организаций образования соответствующего типа и вида (приказ МОН РК № 198 от 02.08.24 г)
- Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога. (приказ Министра Просвещения РК от 07.08.2023 г. № 249).
Дополнительная литература:
- РГУ «Институт раннего развития детей» Министерства образования и науки Республики Казахстан http://irrd.kz/.
- Методические рекомендации для методистов и педагогов по оценке качества образовательной среды в дошкольных организациях с использованием шкалы ЕСЕRS-3, – Нур-Султан, 2022 – 37 с.
- Кузгибекова Г.М. Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы http://ria.ru/spravka/
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.; Дрофа, 2001
- Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2021
- Данилина, Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебник для бакалавров — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020