Образовательная программа «Менеджмент в сфере дошкольного образования»

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

 

ОО «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

для руководящих работников дошкольных организаций

 

г.Костанай, 2025

 

1. Общие положения

 

Образовательная программа курса повышения квалификации «Менеджмент в сфере дошкольного образования» для руководящих работников дошкольных организаций.

 (далее — Программа) соответствует требованиям приказа Министра образования и науки Республики Казахстан № 175 от 4 мая 2020 года (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 07.08.2023 г. № 249) «Об утверждении Правила разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов». Программа разработана в соответствии с Приказом просвещения РК от 3 августа 2022 года № 348 (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 04.10.2023 г. № 303) «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного, среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» и Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 (с изменением, Приказ Министра просвещения РК от 14.04.2023 г. № 100) «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов».

В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития организации образования.

Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющим дошкольным организациям обрести своё лицо, найти изюминку в своей работе. Привычная до недавнего времени унификация дошкольных организаций сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Нынешние ориентиры модернизации системы образования Республики Казахстан — доступность, качество, эффективность — предъявляют повышенные требования к дошкольным организациям.

Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных организаций и выражающееся в их переходе на качественно новый этап — режим развития.

Системообразующий фактор педагогической системы — управление, а искусство управления процессом обучения — это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.

Данная Программа направлена на повышение профессионально — личностных качеств, квалификации руководящих работников дошкольных организаций.

2. Глоссарий

Коллекти́в (от лат.  collectivus — собирательный) — группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи. В более широком смысле — люди, объединённые общими идеями, потребностями, интересами.

Компетентность — это степень квалификации и готовности человека выполнять определённые функции или задачи на основе его компетенций. Она отражает не только наличие необходимых знаний и навыков, но и готовность их применять на практике.

Компетенция — это совокупность знаний, навыков, умений и личных качеств, которые позволяют человеку эффективно выполнять определённые задачи.  Она включает в себя не только профессиональные навыки, но и такие аспекты, как способность работать в команде, принимать решения, адаптироваться к изменениям, решать сложные проблемы и другие.

Другими словами, компетенция — это не просто наличие образования или теоретических знаний, а способность применить их на практике.

Менеджер образованияработник, профессионально осуществляющий функции управления образованием на основе современных научных методов руководства.

Наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.

Образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности.

Образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения.

Образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности.

Образовательный мониторинг — систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования.

Педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.

Планирование — это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов.

Содержание образования в Республике Казахстан — это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющейся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности.

Учебный план — это документ, описывающий структуру и содержание образовательной программы по конкретному направлению или специальности

3. Тематика Программы

 Степень новизны образовательной программы курсов повышения квалификации «Менеджмент в сфере дошкольного образования» для руководящих работников дошкольных организаций обусловлена с тем, что в содержании программы учтены международные, национальные тренды и опыт.

Данная образовательная Программа включает в себя:

— раскрытие вопросов кадровой политики дошкольной организации;

— содержание современного менеджмента;

— изучение современного социального партнёрства, как фактор повышения имиджа дошкольной организации.

— определены научно-методологические основы повышения профессиональной компетентности руководящих работников дошкольной организаций;

— анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольной организации;

—  рассмотрены основные направления современного менеджмента в управлении дошкольной организацией.

4.     Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

Цель – повышение профессиональной компетентности руководителей в управлении и развитии дошкольной организацией образования.

Задачи:

  • анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность дошкольной организации образования;
  • изучить кадровую политику и методическую работу дошкольной организации образования;
  • раскрыть особенности современного менеджмента в дошкольной организации образования;
  • совершенствовать навыки планирования, анализа, руководства деятельности дошкольной организации образования.

Ожидаемый результат обучения:

  • знают основные нормативно-правовые акты в системе дошкольного воспитания и обучения;
  • владеют профессиональными компетенциями по введению кадровой политики и построению методической работы в дошкольной организации образования;
  • знают и применяют основные направления современного менеджмента в дошкольной организации образования;
  • умеют планировать и проводить совместные мероприятия с родителями воспитанников.

5. Структура и содержание Программы

 Программа предусматривает освоение 4 модулей.

Модуль 1. Нормативно-правовые основы современного менеджмента в дошкольной организации образования.

В данном модуле отражены основные направления государственной политики в области дошкольного образования. Направлено на ознакомление с приоритетными направлениями в системе дошкольного воспитания и обучения, утвержденными нормативными правовыми актами.

Задачи модуля:

  • выявить приоритетные направления государственной политики в системе дошкольного воспитания и обучения, утвержденные нормативными правовыми актами;
  • повысить правовую грамотность руководителей дошкольных организаций образования.

Ожидаемые результаты:

  • выявляют приоритетные направления государственной политики в системы дошкольного воспитания и обучения;
  • повышают правовую грамотность в соответствии с действующим законодательством.

Модуль 2. Управление кадровой политикой и методической работой.

В данном модуле рассмотрены основы эффективного управления персоналом.

Задачи модуля:

  • развивать профессиональные компетентности, навыки стратегического проектирования руководителя дошкольной организации;
  • создавать эфффективные    межличностные коммуникации в педагогическом коллективе;
  • моделировать педагогический процесс дошкольной организации;
  • владеть навыками оперативной обработки информации.

Ожидаемые результаты:

  • владеют профессиональными компетентностями, навыками стратегического проектирования руководителя дошкольной организации;
  • обеспечивают эфффективные межличностные коммуникации в педагогическом коллективе;
  • организуют педагогический процесс дошкольной организации;
  • осваивают информационно-коммуникационные технологии, приемы оперативной обработки потоков информации.

Модуль 3. Управление качеством образования в дошкольной организации образования.

Модуль направлен на изучение и повышение качества организации педагогического процесса дошкольной организации образования.

Задачи модуля:

  • диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить      уровень     профессиональной       подготовки каждого воспитателя;
  • выявить профессиональные затруднения организации оценки качества педагогического процесса;
  • определить механизм работы с педагогами.

Ожидаемые результаты

  • владеют диагностикой профессиональной деятельности педагогов дошкольных организаций;
  • определяют профессиональные затруднения организации оценки педагогического процесса дошкольной организации образования;
  • определяют механизм работы с педагогами.

Модуль 4. Работа с родителями.

В данном модуле рассмотрены вопросы взаимодействия руководителя дошкольной организации с родителями воспитанников.

Задачи модуля:

  • создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  • установление доверительных   и       партнерских отношений       с родителями с целью развития социально- эмоциональной сферы дошкольника;
  • повысить уровень педагогического просвещения родителей дошкольников.

Ожидаемые результаты

  • определяют условия благоприятного взаимодействия педагогов с родителями;
  • устанавливают доверительные и партнерские взаимоотношения с семьей в развитии когнитивной, социально- эмоциональной сферы дошкольника;
  • разрабатывают современные формы работы дошкольной организации с родительским сообществом.

Учебный план Программы

 

   Тематика занятий
Модуль 1. Нормативно-правовые основы современного менеджмента в дошкольной организации образования – 12 часов
1.1 Основные направления и принципы государственной политики в системе дошкольного воспитания и обучения, утвержденные нормативными правовыми актами.
1.2 Государственный         общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения.

Типовые    учебные     планы        дошкольного воспитания и обучения.

Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения

Модуль 2. Управление кадровой политикой и методической работой – 30 часов
2.1 Профессиональные компетентности современного руководителя дошкольной организации в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»
2.2 Психология управления кадрами. Этика деловых отношений
2.3 Стратегический менеджмент
2.4 Информационное обеспечение деятельности управления дошкольной организации
2.5 Современные формы и методы методической работы в дошкольной организации
Модуль 3. Управление качеством образования в дошкольной организации образования – 22 часа
3.1 Качество дошкольного образования: оценка качества дошкольного воспитания и обучения
3.2 Мониторинг качества педагогического процесса дошкольной организации
3.3 Современные требования к качеству образования в дошкольной организации образования
3.4 Внутренняя система оценки качества дошкольной организации образования
3.5 Управление качеством организации педагогического процесса дошкольной организации
Модуль 4. Работа с родителями – 12 часов
4.1 Социальное партнерство
4.2 Взаимодействие дошкольной организации и родителей
4.3 Современные формы организации работы с родителями
4.4 Оказание практической помощи родителям, создание комфортной среды в условиях дошкольной организации
Самостоятельная работа – 2 часа
Итоговое тестирование – 2 часа

 6. Организация учебного процесса

 Обучение проводится на основании заявки организации образования или индивидуальной заявки слушателя.

Программой курса предусмотрена лекционная часть, а также выполнение слушателями заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.

При организации образовательного процесса, в последний день курса с целью контроля и оценки знаний слушателей проводятся: самостоятельная работа и тестирование.

Параметры освоения слушателями содержания программы и критерии оценки разрабатываются профессорско – преподавательским составом.

7. Учебно – методическое обеспечение Программы

Нормативно-правовые документы (Постановления Правительства Республики Казахстан, Приказы Министра просвещения Республики Казахстан, Государственный        общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, Типовой     учебный план и учебная программа и т.д.)

Рекомендации по разработке внутренних документов организации и учебно-методической документации.

Лекционный материал, представленный в текстовом виде, а также в виде презентаций.

Учебные и методические пособия ведущих казахстанских и зарубежных специалистов в области дошкольного воспитания и обучения.

Материал для практической работы (тесты, педагогические задачи).          Образцы анкет для родителей воспитанников, для самодиагностики педагогов.

Рекомендации по написанию научных статей, подготовке к профессиональным конкурсам, работе с социальными партнерами и общественностью.

Контрольные задания для самостоятельной работы.

8. Оценивание результатов обучения

Промежуточная аттестация обучающихся проводится по мере освоения каждого модуля Программы в виде решения тестовых заданий, разработки методической продукции согласно содержанию программы, представления анализа воспитательных мероприятий.

В данной программе для оценки уровня усвоения обучающей программы разработано итоговое тестирование, состоящее из вопросов и заданий, со следующими критериями оценивания: результат тестирования оценивается в зависимости от количества правильно выполненных тестовых ответов (каждый правильный ответ – 1 балл) и ставятся оценки.

Шкала перевода баллов в оценку:

Оценка % правильно выполненных заданий от общего количества заданий Баллы
«отлично» 90-100 % 29-35
«хорошо» 70-80 % 23-28
«удовлетворительно» 50-60 % 18-22
«неудовлетворительно» менее 50 % 0-17

9. Посткурсовое сопровождение

Посткурсовое сопровождение слушателей осуществляется в течение трех лет после завершения курсов повышения квалификации в виде дистанционных консультаций (по электронной почте, сотовой связи, в социальных сетях)

Так же, осуществляется в следующих формах:

1) привлечение к участию в мероприятиях центра – проведение семинаров, вебинаров, тренингов, конкурсов различного уровня;

2) осуществление методической помощи в подготовке к аттестации руководителей, заместителей руководителей организаций образования.

10. Список основной и дополнительной литературы

 Основная литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 –III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2024 г.)
  2. Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года № 293-VI (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2024 г)
  3. Модель развития дошкольного воспитания и обучения (приказ Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2021 года №137)
  4. Государственный общеобязательный      стандарт дошкольного воспитания и обучения (приказ МП РК от 03.08. 2022 г. №348)
  1. Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения (приказ МП РК от 09.09.2022 г. №394)
  2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (приказ МП РК от 14.10.2022 г. №422)
  3. Нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования (приказ МОН РК от 03.07.2023 г. №265)
  4. Правила размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, дополнительное образование детей и на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием с учетом потребностей рынка труда» (приказ МП РК от 28.10.2024 г. №318)
  5. Перечень обязательных документов воспитателей (приказ МП РК № 319 от 29.10.2024 г.)
  6. Типовые правила деятельности организаций образования соответствующего типа и вида (приказ МОН РК № 198 от 02.08.24 г)
  7. Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога. (приказ Министра Просвещения РК от 07.08.2023 г. № 249).

Дополнительная литература:

  1. РГУ «Институт раннего развития детей» Министерства образования и науки Республики Казахстан http://irrd.kz/.
  2. Методические рекомендации для методистов и педагогов по оценке качества образовательной среды в дошкольных организациях с использованием шкалы ЕСЕRS-3, – Нур-Султан, 2022 – 37 с.
  3. Кузгибекова Г.М. Инклюзивное      образование:      реальный   опыт, проблемы, перспективы» авторы http://ria.ru/spravka/
  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.; Дрофа, 2001
  5. Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2021
  6. Данилина, Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебник для бакалавров — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020