Согласительные комиссии. Основы трудового законодательства.
(руководитель общественной приемной ОО »Локальный профессиональный союз работников образования и науки Костанайской области» Суворова Нина Владимировна; контакты: 54-10-44, сот 87051710177)
Тема 1: Трудовые споры в оплате труда работников образования
Согласно ст.1 Трудового кодекса Республики Казахстан заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Заработная плата- является юридической категорией, которая регулируется неоднородными правовыми отношениями, разными законодательными актами:
- отношения по установлению системы, размеров оплаты труда, сроков выплаты регулируются трудовым правом;
- отношения по установлению размеров и порядка удержания налогов – регулируются налоговым законодательством;
- отношения по исчислению среднего заработка для назначения пенсий – регулируются нормами права социального обеспечения;
- отношения по невыплате или задержки выплаты заработной платы – регулируются трудовым и административным правом;
- отношения по очередности и срокам выплаты заработной платы при банкротстве – регулируются гражданским законодательством.
Сфера «Образование» индивидуальна при начислении заработной платы, так как ни в одной отрасли при начислении заработной платы не используется нормативная недельная нагрузка, которая определена Законом Республики Казахстан «О статусе педагога».
Согласно данного Закона установлена нормативная учебная нагрузка в неделю:
Для педагогов дошкольных организаций, для классов (групп) предшкольной подготовки – 24 часа в неделю;
Для педагогов организаций среднего образования (школы, колледжи), организаций дополнительного образования – 18 часов в неделю, а с 1 сентября 2021 года – 16 часов в неделю;
Для воспитателей интернатных организаций, лагерей отдыха, общежитий колледжей – 30 часов в неделю;
Для воспитателей специальных организаций образования и организаций образования для детей-сирот – 25 часов в неделю.
Для чего нужна нормативная учебная нагрузка? Без неё невозможно посчитать размер заработной платы.
Зная, размер нормативной недельной учебной нагрузки, заработная плата за часы устанавливается следующим образом:
Должностной оклад (например, 100000 тенге) разделить на нормативную нагрузку (например, 18 часов) и умножить на установленную приказом руководителя нагрузку (например, 24 часа), 100000 тенге/18 часов х 24 часа=133333 тенге.
Кажется очень просто начислить заработную плату работнику образования и при этом не может быть никаких трудовых споров.
Пример 1 возможного трудового спора: Преподавателю колледжа при распределении нагрузки (360 часов в год или 9 часов в неделю) работодатель установил доплату за классное руководство, в обязанности этой доплаты закрепил ежедневно ( на 1 час) приходить на работу к первой паре, чтобы вести учет посещения обучающимися группы, в которой она классный руководитель. При этом преподавателю расписанием определено в неделю 2 рабочих дня. В один из дней, когда преподаватель не пришла в колледж для учета посещаемости студентов, работодатель заактировал этот день, как прогул, утверждая при этом, что доплату за классное руководство она должна отрабатывать по времени. Преподаватель обратился в согласительную комиссию для разрешения трудового спора.
Система оплаты труда в образовании определена постановлением Правительства Республики Казахстан № 1193 от 31 декабря 2015г «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий», согласно которой в области образования применяется повременная система, то есть заработная плата работнику выплачивается за фактически отработанное им время, при этом доплаты, надбавки и повышения временем не табелируются.
Пример 2 возможного трудового спора: Работник занимает должность учителя начальных классов (имеет диплом среднего уровня образования по специальности «Учитель начальных классов»), а также имеет диплом высшего уровня образования по специальности «Учитель русского языка и литературы». Претендует на оплату труда по высшему уровню образования.
В соответствие с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» квалификационные требования к учителю: педагогическое образование по соответствующей специальности.
В соответствие с постановлением Правительства Республики Казахстан № 1193 от 31 декабря 2015г «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» должностной оклад работника устанавливается исходя из уровня образования (высший или средний) и стажа работы. Другие требования данным постановлением не предусмотрены.
В связи с тем, что учитель имеет два диплома: среднего уровня образования и высшего, оплата труда должна производиться по одному из представленных им документов, подтверждающий уровень образования.
При этом, если учитель начальных классов имеет первую категорию по среднему уровню образования, то его должностной оклад будет выше, чем по высшему уровню образования без категории.
Звено, ступень | Стаж работы, в годах/коэффициенты
|
||||||||||
0-1 | 1-2 | 2-3 | 3-5 | 5-7 | 7-10 | 10-13 | 13-16 | 16-20 | 20-25 | Свыше 25 | |
В 4-2 ( средний уровень образования, первая категория) | 3,73 | 3,79 | 3,85 | 3,92 | 3,97 | 4,04 | 4,10 | 4,17 | 4,25 | 4,32 | 4,39
|
В 3-4 (высший уровень образования, без категории) | 3,52 | 3,58 | 3,64 | 3,71 | 3,78 | 3,85 | 3,94 | 4,0 | 4,06 | 4,12 | 4,19 |
А также, в данном примере исходя из Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009г № 338 учителю с дипломом высшего уровня образования не может быть присвоена квалификационная категория по её занимаемой должности (учитель начальных классов). Исходя из этого, учитель должна сама определиться какой документ ей лучше предоставить для определения должностного оклада.
Еще одно отличие при начислении заработной платы в системе образования от других систем – это наличие различных доплат, надбавок и повышений, часть из которых оплачиваются от фактической нагрузки работника, а часть оплачивается вне зависимости фактической нагрузки работника. Часть доплат, надбавок и повышений оплачивается от должностного оклада, а часть от базового должностного оклада (БДО). На сегодняшний день размер БДО – 17697 тенге.
Исчисление заработной платы работникам образования
- 1 этап-определение педагогической нагрузки педагога (например, учителя)
Нагрузка учителя определяется исходя из Государственного общеобязательного стандарта среднего образования, утвержденного постановлением Правительства РК № 1080 от 23 августа 2012 года и в соответствие с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020г № 191 «Правила исчисления заработной платы педагогов государственных организаций » (далее Правила).
Пример 3 возможного трудового спора: Нагрузка руководителем распределена неравномерно, например, одному учителю математики 20 часов (больше нормативной на 2 часа), другому учителю математики – 16 часов (меньше нормативной на 2 часа). Учитель с меньшей нагрузкой не согласен.
Учебная нагрузка педагогов распределяется руководителем организации один раз в год раздельно по полугодиям, при необходимости корректируется на начало второго полугодия.
Согласно п.1.21 Соглашения о социальном партнерстве между ГУ «Управление образования акимата Костанайской области» и ОО «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области» на 2021 – 2023 годы Акт работодателя о распределении учебной нагрузки должен приниматься с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета.
Объем педагогической работы определяется с учетом нормативной нагрузки в неделю и устанавливается с согласия работника коллективными, трудовыми договорами, в соответствии с трудовым законодательством РК.
При этом, учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, могут выплачиваться тарифные ставки в месяц в полном размере при условии дополнения учебной нагрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
- Учителям начальных классов, в которых созданы условия для передачи учителям-специалистам уроков изобразительного искусства, музыки, пения и физкультуры
- Учителям начальных классов, которые не могут вести уроки физического воспитания и пения по состоянию здоровья и другим причинам
- Учителям казахского языка сельских школ с русским и другими национальными (не казахскими) языками обучения
- Учителям русского языка сельских начальных школ с казахским и другими национальными (не русскими) языками обучения
- 2 этап – определение должностного оклада
Должностной оклад определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 1393 от 31.12.2015г. «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» и зависит от уровня образования и стажа работы.
Изменение размеров должностных окладов, отдельных доплат и надбавок в месяц работникам государственных организаций образования производится:
- При прохождении аттестации в первой половине текущего года, доплата за квалификационную категорию устанавливается – с 1 сентября текущего года
- При прохождении аттестации во второй половине текущего года, доплата за квалификационную категорию устанавливается – с 1 января года, следующего за текущим
- Со дня увеличения стажа работы
- Со дня присвоения почетного звания
- При получении образования – со дня представления соответствующего документа
Пример 4 возможного трудового спора: работник окончил учебное заведение и получил документ об образовании – 15 июня, а предоставил документ об образования только 25 октября, при этом настаивает на увеличение должностного оклада с 15 июня.
- При присуждении ученой степени кандидата наук, доктора наук — со дня вынесения решения президиума или коллегии Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан о выдаче диплома.
Пример 5 возможного трудового спора: Решение коллегии вынесено 15 марта, а документ выдан 15 мая, бухгалтер производит оплату доплаты с момента предоставления документа, работник требует доплату с момента вынесения решения.
- При присуждении степени магистра по научно-педагогическому направлению педагогам организаций начального, основного среднего, общего среднего образования – со дня вынесения решения о выдаче диплома.
Пример 6 возможного трудового спора: Решение о присуждении степени магистра вынесено 15 марта, а документ выдан 15 мая, бухгалтер производит оплату доплаты с момента предоставления документа, работник требует доплату с момента вынесения решения.
Пример 7 другого возможного трудового спора: Степень магистра присуждена работнику в 2014 году. Работодатель осуществляет оплату за степень магистра с 1 января 2020года, исходя из того, что данная доплата установлена Законом Республики Казахстан «О статусе педагога» и действует с 1 января 2020г. Работник возражает.
- 3 этап – начисление заработной платы (особенности)
Порядок исчисления заработной платы педагогов организаций начального, основного среднего, общего среднего образования
- Заработная плата педагогов за месяц исчисляется путем умножения тарифной ставки в месяц (должностного оклада) на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на нормативную учебную нагрузку в неделю, установленную Законом.
Нормативная учебная нагрузка в неделю – 18 часов до 1 сентября 2021 года;
С 1 сентября 2021 года – 16 часов в неделю.
- Месячная заработная плата, установленная при тарификации, остается постоянной до окончания срока действия тарификации независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.
- Во время каникул заработная плата исчисляется из расчета месячной заработной платы, установленной при тарификации, предшествовавшей началу каникул.
Пример 8 возможного трудового спора: Заработная плата работнику выплачивается во время каникул в размере нормативной учебной нагрузки, то есть 1 ставка (18 часов), независимо от установленной фактической нагрузки (при этом фактическая нагрузка у работника- 24 часа).
- Лицам, принятым на работу в качестве педагогов во время летних каникул, месячная заработная плата за период до начала учебного года исчисляется из расчета тарифной ставки (должностного оклада), определяемой с учетом их квалификационных категорий, уровня образования и стажа .
Пример 9 возможного трудового спора: Заработная плата работнику выплачивается в размере должностного оклада до 1 сентября по минимальному размеру, независимо от стажа работы.
- Почасовая оплата педагогов по основному месту работы допускается за учебные часы при выполнении обязанностей временно отсутствующего по болезни или другим причинам учителей (преподавателей) сроком не свыше двух месяцев подряд. При этом, если занятия не ведутся во время каникул, начисление заработной платы за этот период не производится.
Пример 10 возможного трудового спора: Работник при выполнении обязанностей временно отсутствующего учителя претендует на оплату в каникулярное время, работодатель возражает.
- Если выполнение обязанностей временно отсутствующего работника продолжалось свыше двух месяцев подряд, то исчисление заработной платы педагога производится со дня начала замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в общем порядке. В этом случае оплата за каникулы производится.
Пример 11 возможного трудового спора: Работодатель осуществляет оплату за все часы фактической нагрузки не со дня замещения, а по истечении двух месяцев. Работник не согласен.
Порядок исчисления заработной платы педагогов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации ТиПО)
- Педагогам организаций ТиПО, за исключением педагогов общеобразовательных дисциплин, ежегодно до начала учебного года средняя заработная плата в месяц исчисляется путем умножения тарифной ставки педагога в час на установленный ему объем годовой нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Тарифная ставка в час определяется путем деления тарифной ставки (должностного оклада) в месяц на среднемесячную норму учебной нагрузки. Установленная средняя заработная плата в месяц начисляется педагогу за работу в течение учебного года, за исключением дней очередного отпуска.
- Педагогам, поступившим на работу в течение учебного года, средняя заработная плата в месяц исчисляется путем умножения тарифной ставки в час данного педагога на объем учебной нагрузки, приходящейся на полные учебные месяцы, оставшиеся до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае исчисляется за фактическое количество часов.
- Педагогам, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата за работу до начала занятий исчисляется из расчета тарифной ставки в месяц, определенной с учетом уровня их образования и стажа педагогической работы.
Пример 12 возможного трудового спора: Заработная плата работнику выплачивается в размере должностного оклада до 1 сентября по минимальному размеру, независимо от стажа работы, при этом стаж работы у работника более 10 лет.
- В случае освобождения в соответствии с действующим законодательством педагога от учебных занятий с сохранением за ним средней заработной платы распределенная ему годовая учебная нагрузка уменьшается:
1) за каждый полный месяц отсутствия на работе – на 1/10 часть от годовой нагрузки;
2) за неполный месяц – исходя из количества пропущенных рабочих дней.
- В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения педагога от учебных занятий без сохранения средней заработной платы.
- Уменьшение нагрузки не производится за дни, когда педагог фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее).
Порядок исчисления повышений, доплат и надбавок работникам организаций образования
Суммы повышений, доплат и надбавок, установленных Постановлением, исчисляются в зависимости (независимости) от фактической нагрузки; от базового должностного оклада (БДО) или от должностного оклада (ДО).
Наименование надбавок и доплат | Размер надбавок и доплат | Исчисляются | Исчисляются | ||
От фактической нагрузки | Независимо от фактической нагрузки | От базового должностного оклада (БДО). | От должностного оклада (ДО) | ||
За заведование интернатом при учебном заведении (В случае, если должность заведующего интернатом не предусмотрена в учебных заведениях) | 25% | От БДО | |||
За заведование учебными кабинетами (лабораториями, мастерскими, учебно-консультативными пунктами) | |||||
В школах, школах-интернатах, детских домах | 20% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
В организациях технического и профессионального образования (далее ТиПО)
|
25% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Пример 13 возможного трудового спора: Доплата за заведованием кабинетами работодателем производится от фактической нагрузки в случае, если нагрузка менее нормативной учебной, то есть менее18 часов в неделю, например за 9 часов. Работник не согласен.
|
|||||
При наличии комбинированных мастерских | 30% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
За руководство школой (в том числе музыкальной, художественной школой, школой искусств и т.д.), где должность директора не предусмотрена | 20% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
За руководство учебной работой в музыкальных школах-семилетках, школах искусств и художественных школах, в которых должность заместителя директора по учебной работе не предусмотрена | 20% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
За работу с библиотечным фондом учебников | 30% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Пример 14 возможного трудового спора: Работник требует доплату за работу с библиотечным фондом в зависимости от фактической нагрузки, например за 1,5 ставки.
|
|||||
Руководителям учебно-воспитательных учреждений, в общеобразовательных школах и дошкольных организациях, где имеется не менее двух специальных групп (классов), за работу с воспитанниками, детьми с ограниченными возможностями, нуждающимися в длительном лечении и особых условиях воспитания | 30% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
За классное руководство (руководство группой) | |||||
В 1-4 классах | 50% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
В 5-11(12) классах | 60% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
В организациях ТиПО | 50% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Пример 15 возможного трудового спора: Работодатель осуществляет доплату за классное руководство от фактической нагрузки в случае, если нагрузка менее нормативной учебной, то есть менее18 часов в неделю, например за 9 часов. Работник не согласен.
|
|||||
В классах школ и школ-интернатов (кроме специальных коррекционных организаций для детей с ограниченными возможностями в развитии и обучении, а также коррекционных классов обычных школ) с числом менее 15 учащихся (воспитанников) доплаты к должностным окладам (ставкам) за классное руководство и проверку тетрадей и письменных работ производятся в размере 50 процентов от установленных размеров указанных доплат. Данный порядок применяется также при делении классов на подгруппы.
|
|||||
За проверку тетрадей и письменных работ (Доплата устанавливается в случае, если проверка тетрадей и письменных работ предусмотрена типовыми учебными программами) | |||||
Учителям 1-4 классов | 40% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Учителям казахского и других национальных языков в школах (классах) с русским языком обучения и русского языка в школах (классах) с национальными языками обучения, ведущим эти предметы в 1 – 4 классах | 50% | В зависимости от фактической нагрузки учителя | От БДО | ||
Учителям 5-11 классов, преподавателям ТиПО за проверку письменных работ по: казахскому, русскому языкам, другим национальным языкам и литературе | 50% | В зависимости от фактической нагрузки учителя | От БДО | ||
Учителям 5-11 классов, преподавателям ТиПО за проверку письменных работ по: математике, химии, физике, биологии, иностранному языку, стенографии, черчению, конструированию, технической механике | 40% | В зависимости от фактической нагрузки учителя | От БДО | ||
За работу с детьми с особыми образовательными потребностями, обучающимися в организациях образования | 40% | В зависимости от фактической нагрузки работника | От БДО | ||
За работу с детьми в центрах адаптации несовершеннолетних и воспитательных колониях, организациях технического и профессионального образования, школах, вечерних (сменных) общеобразовательных школах и учебно-консультационных пунктах при учреждениях уголовно-исполнительной системы и других учреждениях для детей с девиантным поведением | 30% | В зависимости от фактической нагрузки работника | От БДО | ||
За работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в детских домах, детских домах семейного типа, приютах, школах–интернатах для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с контингентом детей с ограниченными возможностями. В детских домах, детских домах семейного типа, приютах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с контингентом детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, нуждающихся в длительном лечении, с задержкой психического развития, доплаты устанавливаются по двум основаниям (за работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и за работу с детьми с ограниченными возможностями в развитии и обучении). | 30% | В зависимости от фактической нагрузки работника | От БДО | ||
Работникам специальных организаций образования для инвалидов за работу с детьми-инвалидами | 30% | В зависимости от фактической нагрузки работника | От БДО | ||
Помощникам воспитателей в организациях дошкольного воспитания и обучения за работу с дезинфицирующими средствами |
30% | В зависимости от фактической нагрузки работника | От БДО | ||
Пример 16 возможного трудового спора: Работодатель осуществляет доплату за работу с дезинфицирующими средствами только на одну ставку, то есть вне зависимости от фактической нагрузки. Работник не согласен.
|
|||||
Учителям и преподавателям организаций образования, реализующим учебные программы основного и общего среднего образования, учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования по предметам физика, химия, биология, информатика на английском языке | до 200% | В зависимости от фактической нагрузки учителя | От БДО | ||
Учителям и преподавателям организаций образования, имеющим документ о прохождении международного экзамена (теста) на знание английского языка APTIS (All Purpose Ticket Issuing System – Ол Пупос Тикет Ишун Систем), IELTS (International English Language Testing System – Интенашнл Инглиш Лангуич Тестин Систем), TOEFL (Test of English as a Foreign Language – Тест оф Инглиш аз э Форин Лангуич), CEPT (Conference of European Post and Telecommunications – Конфеернц оф Еуропиан Пост энд Телекомюникайшнз), FCE (First Certificate in English – ФҰст Сертификат ин Инглиш), EMI (English as the Medium of Instruction – Инглиш аз зе Мидиам оф Интракшин), TKT CLIL (Content and Language Integrated Learning – Контент энд Лангуич Интеграйтед ЛҰнинг), с подтверждением уровня не ниже B1 согласно общеевропейской шкале компетенций владения иностранным языком CEFR (Common European Framework of Reference – Комин Еуропиан Фремуорк оф Референс) или имеющим языковые компетенции, позволяющие преподавание предметов на английском языке согласно приложению к диплому, и реализующим учебные программы основного среднего и общего среднего образования, учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика» на английском языке, производится доплата в размере до 200% от базового должностного оклада в зависимости от степени погружения:
200% от базового должностного оклада – при режиме полного погружения: проведение всех этапов урока на английском языке в общеобразовательных школах, специализированных организациях образования за счет инвариантного и вариативного компонентов в 10-11 классах и в общеобразовательных школах, специализированных организациях образования за счет вариативного компонента в 7-9 классах; 100% от базового должностного оклада – при режиме частичного погружения: проведение отдельных этапов урока, изучение терминологии и отдельных разделов на английском языке в общеобразовательных школах, специализированных организациях образования за счет вариативного компонента в 7-9 классах. При этом уровень готовности учителей соответствует 100%-му освоению учебного предмета на английском языке, уровень готовности учеников – 100 %-му владению английским языком на уровне А2 и выше, и уровень обеспеченнос ти учебниками и учебно-методическими комплексами на английском языке (в том числе билингвальными) также составляет 100%.
|
|||||
Учителям организаций образования, реализующим учебные программы начального, основного и общего среднего образования по обновленному содержанию образования | 30% | В зависимости от фактической нагрузки учителя | От ДО | ||
Педагогам по предметам профильного направлениях в специализированных школах и школах-интернатах для одаренных детей | 40% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От БДО | ||
Педагогам по предметам профильного направления учебных заведений (классов, групп) с углубленным изучением отдельных предметов; педагогам, работающим в режиме инноваций, экспериментов (лицеи, гимназии, технические лицеи, учебно-воспитательные комплексы дошкольного и общеобразовательного направления), а также в организациях дошкольного воспитания и обучения, в которых работа по воспитанию детей ведется на иностранном языке | 20% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От БДО | ||
Педагогам за работу в туберкулезных (противотуберкулезных) учреждениях, диспансерах, санаториях, отделениях центральных районных больниц и школах-интернатах, дошкольных организациях образования санаторного типа | 60% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От БДО | ||
Учителям организаций образования, реализующих учебные программы начального, основного и общего среднего образования, прошедшим уровневое повышение квалификации и получившим сертификат по программе соответствующего уровня. Данная доплата устанавливается к должностному окладу с учетом фактической нагрузки, но не более установленной законодательством нормативной учебной нагрузки. Начисление производится до завершения срока действия сертификата учителям, сдавшим квалификационный экзамен до 1 января 2016 года | |||||
первый (продвинутый) уровень | 100% | В зависимости от фактической нагрузки учителя, но не более установленной законодательством нормативной учебной нагрузки | От ДО | ||
второй (основной) уровень | 70% | В зависимости от фактической нагрузки учителя, но не более установленной законодательством нормативной учебной нагрузки | От ДО | ||
третий (базовый) уровень | 30% | В зависимости от фактической нагрузки учителя, но не более установленной законодательством нормативной учебной нагрузки | От ДО | ||
При этом, если работник, имеющий право на получение указанной доплаты, работает по совместительству в другой организации образования, на основании заключенного трудового договора с другим работодателем, то по другому месту работу также производится начисление доплаты за квалификационный уровень с учетом фактической нагрузки, но не более установленной нормативной учебной нагрузки, без привязки к доплате за квалификационный уровень, получаемый по основному месту работы.
Указанная доплата начисляется также и за учебные часы, проведенные педагогическими работниками при обучении на дому.
|
|||||
Мастерам производственного обучения организаций технического и профессионального образования за организацию производственного обучения. | 100% | В зависимости от фактической нагрузки мастера | От БДО | ||
Пример 17 возможного трудового спора: При нагрузке мастера производственного обучения: 1 ставка-основная должность; 0,5 ставки-по совместительству, доплату работодатель производит только на 1 ставку. Мастер не согласен.
|
|||||
Учителям, педагогам-психологам организаций образования, реализующим общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, имеющим квалификацию педагогического мастерства. | |||||
Педагог-мастер | 50% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От ДО | ||
Педагог-исследователь | 40% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От ДО | ||
Педагог-эксперт | 35% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От ДО | ||
Педагог-модератор | 30% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От ДО | ||
При этом, если работник, имеющий право на получение указанной доплаты, работает по совместительству в другой организации образования, на основании заключенного трудового договора с другим работодателем, то по другому месту работу также производится начисление доплаты за квалификационный уровень с учетом фактической нагрузки, без привязки к доплате за квалификационный уровень, получаемый по основному месту работы.
Указанная доплата начисляется также и за учебные часы, проведенные педагогом при обучении на дому.
|
|||||
Пример 18 возможного трудового спора: Работодатель не осуществляет надбавку за квалификацию работнику, работающему по совместительству. Работник требует.
|
|||||
Педагогам организаций образования, имеющим квалификационную категорию, за исключением учителей, педагогов-психологов организаций образования, реализующим общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования | |||||
Педагог-мастер | 50% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От ДО | ||
Педагог-исследователь | 40% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От ДО | ||
Педагог-эксперт | 35% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От ДО | ||
Педагог-модератор | 30% | В зависимости от фактической нагрузки педагога | От ДО | ||
При этом, если работник, имеющий право на получение указанной доплаты, работает по совместительству в другой организации образования, на основании заключенного трудового договора с другим работодателем, то по другому месту работу также производится начисление доплаты за квалификационный уровень с учетом фактической нагрузки, без привязки к доплате за квалификационный уровень, получаемый по основному месту работы.
Указанная доплата начисляется также и за учебные часы, проведенные педагогом при обучении на дому.
|
|||||
Руководителям и заместителям руководителей организаций образования, за исключением организаций высшего и (или) послевузовского образования, имеющим квалификационную категорию: | |||||
За 1 категорию | 100% | В зависимости от фактической нагрузки руководителя, заместителя руководителя | От ДО | ||
За 2 категорию | 50% | В зависимости от фактической нагрузки руководителя, заместителя руководителя | От ДО | ||
За 3 категорию | 30% | В зависимости от фактической нагрузки руководителя, заместителя руководителя | От ДО | ||
Доплата за степень магистра по научно-педагогическому направлению учителям организаций начального, основного среднего, общего среднего образования. Указанная доплата устанавливается при наличии соответствующего диплома и производится по основному месту работы | 10 МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года |
Независимо от фактической нагрузки | |||
Пример 19 возможного трудового спора: Претендуют на доплату за степень магистра: руководители, заместители руководителя, преподаватели колледжа, воспитатели дошкольных организаций, педагоги-психологи. При этом доплата предусмотрена только учителям.
Пример 20 другого возможного трудового спора: Учитель, работая по совместительству претендует на доплату за степень магистра. Доплата же предусмотрена только по основному месту работы.
|
|||||
Педагогам в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования начисляется доплата в размере 10 минимальных расчетных показателей на основании документов установленного образца и производится по основному месту работы независимо от фактической нагрузки:
– при наличии степени магистра по научно-педагогическому направлению со сроком обучения не менее двух лет в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом послевузовского образования и (или) освоении не менее 120 академических кредитов ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System — Еуропиан Кредит Трансфер энд Акьюмилейшн Систем) по образовательным программам научно-педагогического направления (по следующим направлениям подготовки – 7M011 Педагогика и психология, 7M012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения, 7M013 Подготовка учителей без предметной специализации, 7M014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития, 7M015 Подготовка учителей по естественнонаучным предметам, 7M016 Подготовка учителей по гуманитарным предметам, 7M017 Подготовка учителей по языкам и литературе, 7M018 Подготовка специалистов по социальной педагогике и самопознанию, 7M019 Подготовка специалистов по специальной педагогике, 7M021 Искусство, 7M022 Гуманитарные науки, 7M023 Языки и литература, 7M031 Социальные науки, 7M032 Журналистика и информация, 7M041Бизнес и управление, 7M042 Право, 7M051 Биологические и смежные науки, 7M052 Окружающая среда, 7M053 Физические науки, 7M054 Математика и статистика, 7M061 Информационно-коммуникационные технологии, 7M121 Военное дело, 7M122 Национальная безопасность, 7M123 Общественная безопасность), а также по специальностям, эквивалентным вышеуказанным направлениям подготовки в соответствии с Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан; – магистру, окончившему профильную магистратуру после дополнительного освоения образовательной программы магистратуры педагогического профиля.
|
|||||
Доплата за наставничество учителям организаций начального, основного среднего, общего среднего образования | 100% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Специалистам образования, работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов устанавливаются повышенные оклады (тарифные ставки) | 25% | В зависимости от фактической нагрузки | От ДО | ||
Доплата за работу в ночное время работникам государственных учреждений и казенных предприятий | 50 % от часовой ставки | За каждый час работы с 22 часов до 6 часов утра | |||
Доплата за работу в выходные и праздничные дни работникам государственных учреждений и казенных предприятий | 50 % от часовой ставки | За каждый час работы в выходной или праздничный день | |||
Доплата за сверхурочную работу работникам государственных учреждений и казенных предприятий | 50 % от часовой ставки | за каждый час работы в сверхурочное время | |||
Доплата за совмещение должностей (расширение зоны обслуживания) работникам государственных учреждений и казенных предприятий, выполняющим дополнительную работу в пределах рабочего времени по основной должности (профессии). Данная доплата не распространяется на руководителей государственных учреждений, казенных предприятий и их заместителей | До 50 % от ДО самого работника | ||||
Доплата работникам государственных учреждений и казенных предприятий за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника | Исходя из фактического объема | ||||
Пример 21 возможного трудового спора: Работодатель производит доплату не более 50%, при этом допускается доплата исходя из фактического объема.
|
|||||
Доплата служащим и рабочим государственных учреждений и казенных предприятий, занятым на тяжелых (особо тяжелых) физических работах и работах с вредными (особо вредными) и опасными (особо опасными) условиями труда на основании списка (перечня) производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденного уполномоченным государственным органом по труду | 30% | В зависимости от фактической нагрузки | От БДО | ||
Установить данную доплату мастерам производственного обучения в организациях технического и профессионального обучения при условии проведения аттестации рабочих мест | |||||
Уборщикам производственных и служебных помещений, использующим дезинфицирующие средства |
20% | В зависимости от фактической нагрузки | От БДО | ||
Уборщикам при уборке туалетов с использованием дезинфицирующих средств | 30% | В зависимости от фактической нагрузки | От БДО | ||
Водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов, имеющим классную квалификацию: «водитель 1 класса» (при наличии категорий В, С, Д, Е) |
35% | В зависимости от фактической нагрузки | От БДО | ||
Водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов, имеющим классную квалификацию:) «водитель 2 класса» (при наличии категорий В, С, Е или В, С, Д или Д (Д и Е) |
20% | В зависимости от фактической нагрузки | От БДО | ||
Работникам, имеющим: почетные звания «Народный» бывшего Союза Советских Социалистических Республик и присвоенные почетные звания республики
|
50% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Работникам, имеющим: почетные звания «Заслуженный» бывшего Союза Советских Социалистических Республик и присвоенные почетные звания республики |
30% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Доплата за ученую степень. Указанная доплата устанавливается при наличии соответствующего диплома, выданного уполномоченным органом в области аттестации научных кадров высшей квалификации, и производится по основному месту работы. | |||||
Кандидатам наук, докторам философии (PhD), докторам по профилю | 17 МРП | Независимо от фактической нагрузки | |||
Докторам наук | 34МРП | Независимо от фактической нагрузки | |||
Доплата за статус «Старший» за организацию работы персонала | 25% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Доплата за заведование отделением (кабинетом) основному персоналу организаций | 50% | Независимо от фактической нагрузки | От БДО | ||
Надбавка за особые условия труда работникам государственных учреждений и казенных предприятий | 10% | В зависимости от фактической нагрузки | От ДО | ||
Пример 22 возможного трудового спора: Работодатель не осуществляет надбавку совместителям.
|
- Оплата труда при простое
Согласно ст. 112 Трудового кодекса РК порядок оформления простоя и условия оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, определяются трудовым, коллективным договорами и устанавливаются в размере не ниже минимального размера заработной платы, по вине работодателя – в размере не менее пятидесяти процентов от средней заработной платы работника. Время простоя, допущенного по вине работника, оплате не подлежит.
При этом, в соответствие с п.6.22 Соглашения о социальном партнерстве между ГУ «Управление образования акимата Костанайской области» и ОО «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области» простой не по вине работников оплачивается в размере текущей заработной платы без учета доплат, надбавок и повышений, что улучшает положения Трудового кодекса РК, так как, в размер заработной платы в данном случае входит оплата за фактическую нагрузку.
Пример 23 возможного трудового спора: Работодатель осуществляет оплату простоя в соответствие с Трудовым кодексом РК, работник требует оплату в соответствие с Соглашением о социальном партнерстве.
- Оплата труда при совмещении должностей, расширении зоны обслуживания
В соответствие со ст.111 ТК РК поручаемые работникам дополнительные работы могут осуществляться путем:
1) совмещения должностей – выполнения работником наряду со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором (должностной инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности;
Например: основная работа – сторож, дополнительная работа – дворник; основная работа-учитель химии, дополнительная работа – лаборант по химии.
Оплата за совмещение должностей осуществляется в соответствие с постановлением Правительства РК № 1193 от 31 декабря 2015г «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» в размере до 50% от должностного оклада . При этом данная доплата не распространяется на заместителей руководителя и руководителя.
2) расширения зон обслуживания – выполнения работником наряду со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором (должностной инструкцией), дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены);
Например: основная работа – уборщик помещения на 1 ставку и дополнительная работа – уборщик помещения – 0,5 ставки
Оплата за расширение зоны обслуживания осуществляется в соответствие с постановлением Правительства РК № 1193 от 31 декабря 2015г «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» в размере до 50% от должностного оклада.
Пример 24 возможного трудового спора: Заместитель руководителя просит разрешить совмещать ей должность учителя. Работодатель отказывает в совмещении должности учителя.
- Удержания из заработной платы
Без заявления работника удержания из заработной платы производятся – пенсионные взносы и подоходный налог.
По заявлению работника удержания из заработной платы производятся – профсоюзные взносы.
В случае излишне начисленной заработной платы удержания производятся с согласия работника (по заявлению).
В остальных случаях (в том числе, когда работник возражает по удержанию из заработной платы) – удержания из заработной платы производятся только по решению суда (ст.137 Трудового кодекса РК).
Пример 25 возможного трудового спора: Бухгалтер удержала из заработной платы профсоюзные взносы в размере 1% от начисленной заработной платы. Работник заявление об удержании профсоюзных взносов руководителю не предоставлял.
Пример 26 другого возможного трудового спора: Актом проверки финансового контроля установлена переплата заработной платы учителю в размере 52000 тенге. Бухгалтер удерживает с учителя данную сумму. Учитель не давал согласие на удержание.
- Сроки выплаты заработной платы.
Согласно ст.134, п.1 Трудового Кодекса Республики Казахстан заработная плата выплачивается не реже одного раза в месяц, не позже первой декады следующего месяца. Дата выплаты заработной платы предусматривается трудовым, коллективным договором.
Пример 27 возможного трудового спора: Коллективным договором определен срок выплаты заработной платы- до 30 числа текущего месяца. Работодатель осуществил выплату заработной платы 2 числа следующего месяца. Работник требует пеню за каждый просроченный день по невыплате заработной платы.
- Дополнительные денежные выплаты
В соответствие с п. 5 постановления Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» руководитель имеет право премировать работников, оказывать материальную помощь и устанавливать надбавки при условии экономии средств и отсутствия кредиторской задолженности за услуги, товары, работы.
Пример 28 возможного трудового спора: Работник написал заявление на оказание материальной помощи, ссылаясь на условие коллективного договора. Работодатель отказал, ввиду отсутствия экономии.
- Исчисление заработной платы педагогам при проведении обучения на основе дистанционных образовательных технологий
(на примере обучения обучающихся в «дежурном» классе и классе с дистанционным обучением)
Исчисление заработной платы педагогу при проведении обучения на основе дистанционных образовательных технологий производится также, как и при очном обучении в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 191 «Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций» (п.46). А именно: заработная плата исчисляется в зависимости от квалификации, стажа и наличия категории работника, исходя из учебной нагрузки, распределяемой первым руководителем организации и определяемой с учетом нормативной нагрузки в неделю.
В соответствие с п.1, ст.103 Трудового кодекса Республики Казахстан заработная плата выплачивается работнику за фактически отработанное им время, учтенное в документах работодателя по учету рабочего времени. То есть, если работник (учитель, преподаватель) работает в двух классах (группе): «дежурный класс (группа)» и класс (группа) с дистанционным обучением, то оплата такому работнику должна производиться из фактически затраченного времени на каждый класс (группу).
Пример 29 возможного трудового спора: Учитель работает в двух классах (дежурный класс и класс (группа) с дистанционным обучением. Работодатель производит доплату за расширение зоны обслуживания в размере 40%.
- Извещение работнику о составных частях заработной платы
Согласно п.6.12 Соглашения о социальном партнерстве на 2021-2023 годы между ГУ «Управление образования акимата Костанайской области» и ОО «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области» работодатели принимают на себя обязательство ежемесячно в день выплаты заработной платы работникам в письменной форме извещать каждого работника о составных частях его заработной платы, причитающейся ему, размерах и основаниях произведенных удержаний, в том числе перечисленных обязательных пенсионных взносах, об общей сумме, подлежащей выплате. Данное требование предусмотрено и ст. 113 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее ТКРК).
Пример 30 возможного трудового спора: Работник предъявляет претензии руководителю о том, что в извещении не указана сумма перечисленных обязательных пенсионных взносах.
Задание на следующий Вебинар
- По данному материалу «Трудовые споры в оплате труда работников образования» определить другие примеры возможных трудовых споров и отправить на электронный адрес: ek_shop@bk.ru
- Самостоятельно изучить темы обучения:
- Тема 2. Трудовые споры при выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты;
- Тема 3. Трудовые споры по расторжению трудового договора с работником на испытательном сроке