Курсы по Согласительной комиссии

Курсы «Согласительная комиссия.

Порядок разрешения трудовых споров».

           Курсы проводятся по инициативе ОО  «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области», так как обучение членов согласительных комиссий стало актуальным, в связи с изменениями в Трудовой Кодекс РК  от 04 мая 2020 года. Члены СК  обязаны проходить обучение по применению трудового законодательства РК, развитию навыков ведения переговоров и достижение консенсуса в трудовых спорах.

На сегодня в нашей организации 700 ППО это 4200 членов согласительных комиссии. Планируем, что обучение пройдут все члены согласительных комиссии на бесплатной основе. Лекторы семинара прошли и сертифицировались на курсах республиканского уровня.

Цели и задачи семинара:

  • практика применения трудового законодательства Республики Казахстан;
  • знания о принципах работы и полномочиях согласительной комиссии;
  • навыки ведения переговоров, умение разрешать трудовые споры без конфликтов

 

     Программа курсов состоит из 3-х этапов:

  1. Онлайн занятия – конференция Zoom – 5 часов (2.04 и 08.04)
  2. Самостоятельная подготовка – 9 часов
  3. Практические занятия, тестирование, вручение сертификатов – 6 часов

(по графику с 12 по 23 апреля).

Необходимые материалы для самостоятельного обучения будут размещены на сайте https://lprofedu.kz.

С 1 января 2016 года в Казахстане введен в действие новый Трудовой кодекс. С его принятием, помимо прочего, был изменен порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров с работниками. Теперь, прежде чем обратиться в суд, работодатель и работник должны рассмотреть свой индивидуальный трудовой спор в специальном органе – согласительной комиссии.

Краткая историческая справка

Институт согласительной комиссии для Республики Казахстан не нов. Еще в Кодексе законов о труде Казахской ССР (действовал до 1 января 2000 года) существовала комиссия по трудовым спорам, в задачи которой входило рассмотрение трудовых споров (за исключением тех споров, что в соответствии с законодательством подлежали рассмотрению непосредственно в судах), возникающих на предприятиях, в учреждениях и организациях между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией, с другой стороны. Следует отметить, что наличие данного органа на предприятиях, в учреждениях и организациях на тот момент являлось обязательным, а интересы работников представляли профсоюзы.

Согласно Закону о труде, который пришел на смену КЗоТ Казахской ССР, трудовые споры рассматривались либо по соглашению сторон (в согласительной комиссии), либо в суде. Таким образом, деятельность согласительной комиссии стала альтернативным и необязательным вариантом рассмотрения трудового спора.

Трудовой кодекс 2007 года сохранил тот же порядок вещей: трудовые споры могли альтернативно разрешаться либо в согласительной комиссии, либо в суде по выбору работника или работодателя. И это на практике привело к тому, что данный институт фактически не использовался в Казахстане, так как работники предпочитали обращаться по спорному вопросу непосредственно в суд.

Между тем, казахстанское трудовое законодательство, по всей видимости, возвращается к истокам, поскольку за последние несколько лет усилилась работа профсоюзных органов и организаций, а институт согласительной комиссии опять стал обязательным для разрешения трудовых споров.

Общие положения о согласительной комиссии

Согласительная комиссия – это постоянно действующий орган, целью деятельности которого является разрешение индивидуальных трудовых споров между работниками и работодателями. Согласительная комиссия создается в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.(Анализ заявок)

Рассмотрению в согласительной комиссии по общему правилу подлежат все индивидуальные трудовые споры (т.е. споры между конкретным работником и работодателем), возникшие после введения в действия нового Трудового кодекса, т.е. с 1 января 2016 года.

Порядок создания и работы согласительной комиссии устанавливается в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре. Так вот в наших организация образования подписано письменное соглашения на областном уровне в Региональном СОГЛАШЕНИЕ о социальном партнерстве между ГУ «Управление образования акимата Костанайской области» и ОО  «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области»  на 2021 – 2023 годы в приложении №1. На уровне первичных профсоюзных организаций в коллективных договорах.

                                                                                                  Приложение 1 к Соглашению

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ  КОМИССИИ

ПО РАЗРЕШЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

 

I. Общие положения

 

1. Согласительная комиссия по разрешению индивидуального трудового спора является постоянно действующим органом и создается в каждой организации образования, имеющей статус юридического лица, а также в филиалах и представительствах юридических лиц, и   образуется из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации организации, за исключением организации с численностью работников не более пятнадцати человек. Число представителей от каждой стороны устанавливается в зависимости от численности трудового коллектива. Конкретное число членов комиссии, порядок её работы, содержание и порядок принятия решений устанавливается по письменному соглашению между руководителем организации и профсоюзным комитетом, либо определяется условием коллективного договора. В целях формирования оптимального соотношения состава комиссии рекомендуется следующее соотношение:

– в трудовых коллективах с численностью работников до 50 человек – по два представителя от каждой стороны;

– в трудовых коллективах с численностью от 50 до 150 человек – по три представителя от каждой стороны;

– в трудовых коллективах с численностью свыше 150 человек – по четыре представителя от каждой стороны.

2. Представители профсоюза определяются в комиссию постановлением профсоюзного комитета из числа членов профсоюза, а представители администрации — приказом руководителя организации.

Состав согласительной комиссии и Положение о нем помещается на видном месте для сведения работников.

3. Согласительные комиссии по разрешению индивидуальных трудовых споров  могут быть образованы на уровне административных территориальных единиц – районов, городов, областей соглашениями сторон социального партнерства. Они создаются и действуют на тех же основаниях, что и согласительные комиссии конкретных организаций.

4. Индивидуальные трудовые споры всех категорий, возникшие между работниками и организациями образования, по заявлению стороны трудового спора могут быть рассмотрены согласительной комиссией организации образования либо согласительной комиссией, образованной на уровне отдела образования (управления образования). В случае разногласий сторон трудового спора по выбору обращения в соответствующую комиссию, приоритет отдается работнику.

5. Согласительная комиссия по разрешению индивидуальных трудовых споров образуется на срок до 3 лет, то есть на срок действия коллективного договора либо соглашения о социальном партнерстве. В течение этого срока стороны могут заменять своих представителей в порядке, установленном для формирования состава комиссии,  полномочия всех представителей истекают одновременно с истечением срока, на который образована комиссия.

6. Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании согласительной комиссии выполняются поочередно представителем комитета профсоюза и представителем работодателя. При этом обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседании не могут выполняться представителями одной стороны.

На каждом заседании комиссии сторонами назначаются председатель и секретарь следующего заседания, на которых возлагается подготовка и созыв заседания.

7. Техническое обслуживание комиссии по трудовым спорам (делопроизводство, хранение дел, подготовка и выдача выписок из протоколов заседаний и пр.) осуществляется работодателем. Руководитель организации своим приказом назначает работника, на которого возлагается работа по техническому обслуживанию комиссии.

8. Делопроизводство согласительной комиссии ведется отдельно от общего делопроизводства в особом разделе номенклатуры дел.

 

II. Вопросы, рассматриваемые согласительной  комиссией

 

9. Согласительная комиссия является обязательным досудебным первичным  органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации между работниками и работодателем. Согласительная комиссия вправе рассматривать все, без исключения, возникающие индивидуальные трудовые споры.

10. Согласительная комиссия рассматривает споры работников, связанные с применением трудового законодательства, коллективного договора, соглашений и иных локальных правовых актов, трудовых договоров, в том числе об (о):

1). оплате труда, в том числе при простое, совмещении должностей, временном замещении отсутствующего работника, совместительстве, за работу в сверхурочное, ночное время, выходные и праздничные дни, при вынужденном прогуле или разницы в  заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;

2). переводе на другую работу и перемещении на другое рабочее место;

3). праве на получение и размере причитающихся работнику вознаграждений, предусмотренных действующей  системой оплаты труда;

4). выплате компенсаций и предоставлении гарантий;

5). возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;

6). предоставлении  трудовых, учебных отпусков;

7). выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания;

8).  применении дисциплинарных взысканий;

9). неправильных или неточных записях в трудовой  книжке сведений о заключении  или изменении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) или иным предусмотренным законодательством документам;

10). восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения;

11). возмещении  причиненного материального ущерба;

12). соблюдении режима рабочего времени и времени отдыха;

13). отмене решений аттестационной комиссии;

14). режиме рабочего времени;

15). времени отдыха;

16). отстранении от работы;

17). испытательном сроке.

Согласительная комиссия является обязательным органом по рассмотрению других индивидуальных трудовых споров, связанных с применением трудового законодательства, коллективного и трудовых договоров, актов работодателя.

Также согласительными комиссиями рассматриваются индивидуальные трудовые споры по вопросам, возникающим в процессе применения трудового законодательства при регулировании трудовых отношений, отношений, непосредственно связанных с трудовыми, по вопросам социального партнерства, а также безопасности и охраны труда.

В случае, когда работник или работодатель не имеет возможности подтвердить наличие трудовых отношений документально, спор по поводу наличия либо отсутствия трудовых отношений между сторонами может быть разрешен в судебном порядке без обращения в согласительную комиссию.

Стороной трудового спора может быть признан как работник, непосредственно состоящий в трудовых отношениях с работодателем, так и работники, с которыми трудовые договора были расторгнуты и кандидаты на должность, которым работодателем было отказано в приеме на работу.

 

 

III. Порядок работы комиссий по трудовым спорам

 

11. Трудовой спор рассматривается комиссией, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией организации.

12. Прием и регистрация заявлений, поступающих в комиссию, производится работодателем, за счет и на бланках работодателя ведется переписка с гражданами и организациями от имени комиссии по трудовым спорам (направление вызовов, дача ответов и т.п.). Заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи. Все расходы по работе комиссии несет Работодатель.

13. Работники могут обращаться в согласительную комиссию по трудовым спорам:

– по спорам о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении  копии акта работодателя о прекращении трудового договора;

– по другим трудовым спорам – один год с того дня, когда работник или работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Для участников трудовых отношений, которые вправе в соответствии с Кодексом обратиться в суд без обращения в согласительную комиссию по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, установить следующие сроки:

– по спорам о восстановлении на работе – три месяца со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта работодателя о прекращении трудового договора;

– по другим трудовым спорам – один год с того дня, когда работник, в том числе ранее состоявший в трудовых отношениях, узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Течение срока обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров приостанавливается в период действия договора о медиации по рассматриваемому трудовому спору, а также в случае отсутствия согласительной комиссии до ее создания.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока обращения согласительная комиссия по трудовым спорам может восстановить срок обращения в согласительную комиссию и разрешить спор по существу.

Согласительная комиссия самостоятельно определяет относятся ли к уважительным причинам, по которым работник, в том числе ранее состоявший в трудовых отношениях, не обратился в согласительную комиссию в установленные сроки.

14. Согласительная комиссия по трудовым спорам обязана рассматривать трудовые споры в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления. Срок рассмотрения может быть продлен в связи с объективными причинами и по заявлению одной из сторон трудового спора с вынесением решения о продлении срока рассмотрения. Объективность причин и решение о продлении принимается комиссией посредством голосования.

15. Работник, по заявлению которого рассматривается трудовой спор, должен быть приглашен на заседание комиссии не позднее, чем за три дня.

16. Заседания комиссии по трудовым спорам проводятся в такое время, чтобы члены комиссии, заинтересованный работник, а также свидетели и приглашенные специалисты и эксперты могли присутствовать на заседании в удобное для них время.

17. Все споры рассматриваются в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Допускается рассмотрение спора без участия заявителя при наличии его письменного согласия.

18. Согласительная комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, требовать от администрации представления документов и расчетов, направлять запросы и пользоваться консультациями государственных и вышестоящих профсоюзных органов.

19. В начале заседания комиссии по трудовым спорам заинтересованный работник имеет право заявить мотивированный отвод любому члену комиссии, участвующему в заседании. В этом случае рассмотрение спора переносится на другое время, устанавливаемое комиссией.

20. Вопрос об удовлетворении отвода решается:

а) в отношении представителя администрации — руководителем организации;

б) в отношении представителя профсоюза — профсоюзным комитетом.

Руководитель издает приказ, а профком принимает решение, которым удовлетворяется либо не удовлетворяется заявление об отводе. Вместо отведенного члена комиссии может быть выделен другой представитель.

Отвод действителен только для заседаний комиссии по рассмотрению заявления данного работника.

21. Согласительная комиссия по трудовым спорам правомочна принимать решение, если на ее заседании присутствует не менее 2/3 всех членов комиссии. При этом в обязательном порядке должен соблюдаться паритет сторон.

Решения комиссии по трудовым спорам принимаются по соглашению между всеми представителями профсоюзного комитета и представителями администрации, участвующими в заседании, имеют обязательную силу и в каком-либо утверждении не нуждаются.

Решения комиссии должны быть мотивированы и основаны на действующем законодательстве, коллективном и трудовом договорах, соглашениях, правилах, положениях и инструкциях.

В решениях комиссии по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.

Копия решения согласительной комиссии выдается сторонам спора в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

22. На каждом заседании комиссии по трудовым спорам обязательно ведется протокол. Протокол подписывается после окончания заседания председателем и секретарем. При не достижении соглашения в протоколе заседания комиссии излагаются предложения каждой стороны и отмечается, что соглашение не состоялось.

К протоколу прикладываются  письменные объяснения, заключения, переписка и иные документы, полученные комиссией в ходе рассмотрения спора.

23. Если при рассмотрении спора в комиссии по трудовым спорам соглашение между представителями профсоюзного комитета и представителями администрации не было достигнуто, работник имеет право обратиться с заявлением о разрешении спора в суд.

24. Если сторона индивидуального трудового спора не согласна с решением согласительной комиссии в целом или в части, спор считается неурегулированным, и сторона, не согласная с решением согласительной комиссии, как и в случае неисполнения решения согласительной комиссии, вправе обратиться за разрешением трудового спора в суд.

Также спор считается неурегулированным, если членами комиссии не принято однозначного решения в пользу из одной сторон, вытекающую из равного количества голосов по противоположным выводам.

 

IV. Порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам

 

25. Решения комиссии по трудовым спорам подлежат исполнению администрацией организации в срок, указанный в решении. Решение о восстановлении на работе исполняется немедленно.

26. Работнику, восстановленному на прежней работе, выплачивается средняя заработная плата за все время вынужденного прогула (отстранения от работы) или разница в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы при незаконном переводе на другую работу, но не более чем за шесть месяцев.

27. При задержке работодателем исполнения решения о восстановлении на работе согласительная комиссия выносит решение о выплате работнику средней заработной платы или разницы в заработной плате за время задержки исполнения решения.

V. Порядок вынесения и исполнения решений по отдельным спорам

 

28. В  случаях незаконного перевода, перемещения, изменения существенных условий труда либо отстранения от работы  работник подлежит восстановлению на прежней работе,  на прежнем рабочем месте и ему восстанавливаются  прежние  существенные условия труда.

Перемещение должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами.

Перевод и перемещение работника, в том числе произведенные с согласия  работника, считаются незаконными, если это противопоказано ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением или требованием законодательства (запрет  применения труда отдельных категорий работников, в частности женщин и несовершеннолетних).

Не может быть признан прогулом отказ  работника  приступить к работе, на которую он был переведен с нарушением закона.

При отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованные производственные,    организационные или экономические причины, изменение существенных условий труда является незаконным.

29. При вынесении решения о восстановлении на прежней работе, комиссия по трудовым спорам одновременно принимает решение об обязательной выплате работнику заработной платы  за время вынужденного прогула или разницы в заработной плате  за время выполнения нижеоплачиваемой работы при незаконном  переводе на другую работу.

30. Разрешая спор о применении к работнику мер дисциплинарного взыскания, комиссия по трудовым спорам может отменить взыскание, наложенное  с нарушением порядка применения дисциплинарных взысканий.

Однако комиссия не может заменить одну меру другой мерой взыскания, поскольку в   соответствии со ст. 65 ТК РК право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит Работодателю.

31. Решение о восстановлении на работе незаконно переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению.

При задержке работодателем исполнения решения о восстановлении на работе согласительная комиссия выносит решение о выплате работнику заработной платы или разницы в заработной плате за время задержки исполнения решения.

32. При рассмотрении споров о взыскании денежных сумм согласительная комиссия по трудовым спорам может принять решение о возврате невыплаченных и незаконно удержанных сумм работнику за период, не превышающий трех лет до момента обращения в согласительную комиссию.

33. Суммы, взысканные с Работодателя, выплачиваются работнику в срок, установленный для выплаты заработной платы, ближайший после вынесения решения комиссией.

 

VI. Гарантии работы членов комиссии по трудовым спорам

 

34. Работникам, избранным в состав комиссии по трудовым спорам, за время работы комиссии сохраняется средняя заработная плата.

35. Наложение дисциплинарных взысканий и увольнение по инициативе работодателя членов комиссии по трудовым спорам (если они являются членами профсоюза) допускается только с предварительного согласия профсоюзного комитета.

 

 

Компетентность членов согласительной комиссии. Деятельность согласительной комиссии по своей сути является выполнением функции арбитра в трудовом споре. Очевидно, что лицо, выступающее арбитром, должно обладать не только специальными знаниями в отношении предмета спора, но также и специальными навыками для ведения переговоров. Между тем, как отмечалось выше, согласительная комиссия формируется из работников организации, которые с большой вероятностью не будут обладать всеми необходимыми навыками и знаниями. Хотя Трудовой кодекс прямо устанавливает обязанность проводить ежегодное обучение членов согласительной комиссии основам трудового законодательства, компетентное разрешение трудовых споров, как минимум на первых порах создания согласительных комиссий, для большинства организаций представляется проблематичным (это связано с финансовыми затратами, так как учебные центры проводят платные курсы.)  Поэтому сегодня по программе данного курса, локальный профсоюз планирует охватить обучением порядка 700 согласительных комиссий.

  • Конфиденциальность и обмен опытом.Возможность разрешить конфликт с работником без придания ему огласки (разглашения информации, которую стороны предпочли бы сохранить конфиденциальной) безусловно является плюсом разрешения спора в согласительной комиссии (если, конечно, спор был разрешен и стороны удовлетворены решением согласительной комиссии). Однако это также препятствует свободному изучению опыта других организаций и, соответственно, собственному развитию организаций на базе такого опыта. В программу курсов включены практические занятия, где будут рассмотрены трудовые споры часто встречающиеся в наших организация образования.

Чем грозит работодателю отсутствие согласительной комиссии?

 

На любом этапе трудовых отношений, начиная от заключения трудового договора и заканчивая его расторжением по какой-либо причине, между работником и работодателем могут возникнуть споры и разногласия. Первой инстанцией для их разрешения является согласительная комиссия.

Согласно ст. 159 Трудового кодекса Республики Казахстан,  индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо при неисполнении решения согласительной комиссии – судами.

Ответственность за отсутствие согласительной комиссии

Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки инспектором ГИТиМ, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен.

Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

Если же работодатель не выполнит требований предписания вовремя, то организации грозит солидный штраф, предусмотренный п.3 ст.462 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”.

Согласно приведенной норме, невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции, может грозить штрафом от 100- 500 МРП, что может  превышать 1 000 000  тенге.