Трудовые споры по рабочему времени

Согласительные комиссии. Основы трудового законодательства.

(руководитель общественной приемной ОО »Локальный профессиональный союз работников образования и науки Костанайской области» Суворова Нина Владимировна; контакты: 54-10-44, сот 87051710177)

Тема 5. Трудовые споры по рабочему времени

  1. Продолжительность рабочего времени работника-инвалида

В соответствие с п.3,4 ст.69 ТК РК работникам-инвалидам первой и второй групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) работников-инвалидов первой и второй групп не может превышать семь часов.

Пример возможного трудового спора: Работнику-инвалиду второй группы работодателем установлен режим работы по дням:

Понедельник-6 часов;

Вторник-8 часов;

Среда-7 часов;

Четверг- 6 часов;

Пятница-8 часов.

Работник не согласен.

 

  1. Продолжительность рабочей недели

Согласно п.3, ст.71 ТКРК пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя.

 

  1. Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени – учет рабочего времени путем его суммирования за установленный работодателем учетный период.

Исходя из ст. 75 ТК РК, суммированный учет рабочего времени применяется на некоторых видах работ, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.

       Примером таких должностей в организациях образования являются:

1). Медицинская сестра в организациях образования с круглосуточным пребыванием детей;

2). Сторож

3). Воспитатели и помощники  воспитателей в организациях образования с круглосуточным пребыванием детей;

4). Дежурный по общежитию.

 

  1. Привлечение к сверхурочным работам

Привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2  статьи 77 ТК РК.

Сверхурочные работы без согласия работника допускаются в следующих случаях:

для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва, с немедленным принятием мер к замене другим работником.

Пример возможного трудового спора: Воспитатель детского дома в дошкольной группе не вышла на работу по причине болезни. Другие воспитатели не захотели работать вместо нее в ее смену. Работодатель все равно издал приказ на привлечение работника к сверхурочной работе.

 

  1. Рабочее время педагогов

       Рабочее время педагогов установлено Законом РК «О статусе педагога» и п.7.1 Соглашения о  социальном партнерстве на 2021-2023 годы      между ГУ «Управление образования акимата Костанайской области» и ОО  «Локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области», согласно которых нормативная недельная нагрузка составляет:

 

24 часа 

-для дошкольных организаций, предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения, предшкольных классов организаций образования;

-для детских юношеских спортивных организаций образования.

18 часов

-для организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

— для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

— для специализированных и специальных организаций образования.

16 часов (с 1 сентября 2021 года)

— для организаций среднего образования.

30 часов

— для воспитателей интернатных организаций, лагерей отдыха, общежитий организаций технического и профессионального, послесреднего образования

25 часов

– для воспитателей специальных организаций образования и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Перечень должностей педагогов утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2020 года № 145.

    К педагогам относятся:

1).  Учителя  организаций   дошкольного и среднего образования, преподаватели организаций образования;

2). Руководитель (начальник, директор, заведующий) дошкольной организации, организации среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего), технического и профессионального, послесреднего, специализированной организации образования, специальной организации образования, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации дополнительного образования для детей и взрослых, учебно (научно)-методического (методического) центра (кабинета), центров по работе с одаренными детьми,  дополнительного образования (центра, комплекса), института повышения квалификации (филиала);

3).Преподаватель-организатор начальной военной и технологической подготовки (военный руководитель в учебном заведении), начальной военной подготовки (для организаций технического и профессионального, послесреднего образования);

4). Руководитель (заведующий, начальник) структурного подразделения (отдела, отделения);

5). Заместитель  руководителя организации образования: по дошкольному воспитанию и обучению, научной, учебной, научно-практической (центра), учебно-производственной, учебно-воспитательной, учебно-методической, учебно-оздоровительной работе  и дополнительного образования (центра, комплекса), воспитательной работе, информатизации, начальной военной и технологической подготовке, по инновационному образованию  (технологиям), информационным технологиям, по профильному, профессиональному обучению, по учебно-методическому объединению;

6). Заведующий интернатомлабораторией, кабинетом организации образования;  отделением в организациях образования, непосредственно занимающийся учебно-производственной, учебно-методической, учебно-воспитательной деятельностью, организационно-массовой работе, научно-исследовательской работе; учебной частью, сектором, учебно-производственной (учебной) мастерской;

7). Социальный педагог;

8). Педагог дополнительного образования;

9). Педагог-психолог;  психолог;

10). Специальный педагог (учитель – дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог;

11). Педагог-организатор, учитель начальной военной и технологической подготовки;

12). Воспитатель: старший воспитатель, воспитатель (в организациях образования) общежития, мать-воспитатель;

13). Преподаватель; тренер-преподаватель по спорту, старший тренер -преподаватель по спорту, занимающийся непосредственно учебно-преподавательской деятельностью;

14). Старший вожатый, вожатый;

15). Переводчик-дактилолог (сурдопереводчик в организациях образования);

16). Культорганизатор (в организациях образования);

17). Инструктор: по труду (в организациях образования); по физической культуре, непосредственно занимающийся  учебно-воспитательной деятельностью, в том числе в специальных организациях образования; инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций, инструктор-методист по плаванию, по туризму;

18). Старший мастер, мастер производственного обучения; мастер-преподаватель производственного обучения;

19). Методист (старший методист): организаций дошкольного и среднего образования,  организации дополнительного образования; организации технического и профессионального, послесреднего образования, учебно-методического (методического) центра (кабинета), центра по работе с одаренными детьми, специальной организации образования;

20). Музыкальный руководительаккомпаниатор, концертмейстер, хореограф, непосредственно занимающийся учебно-воспитательной деятельностью, художественный руководитель.

 

Пример возможного трудового спора: Педагогу-психологу в колледже установлено рабочее время -36 часов в неделю. Педагог не согласен, ссылаясь на Закон РК «О статусе педагога»

 

Пример другого возможного трудового спора: Методисту дошкольной организации установлен рабочий день- 40 часов в неделю. Методист не согласна, ссылаясь на Закон РК «О статусе педагога»